Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти    

Бюджетное послание Главы Республики Тыва о бюджетной политике на 2014-2016 годы

Бюджетное послание Главы Республики Тыва о бюджетной политике на 2014-2016 годы
27.09.2013

Глава Тувы Шолбан Кара-оол 26 сентября выступил на совместном заседании Советов Правительства РТ и Верховного Хурала РТ с бюджетным посланием о бюджетной политике в 2014-2016 годах. Заседание прошло в расширенном формате с участием руководства муниципальных образований республики. Спикер парламента Кан-оол Даваа, обозначив повестку заседания, предоставил слово главе региона. Стенограмма выступления Главы Республики Тыва Ш.В. Кара-оола:

- Уважаемые члены Совета Верховного Хурала и Совета Правительства! Уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались по поводу Бюджетного послания на 2014 год и плановый период до 2016 года.

Я посчитал необходимым инициировать проведение нашего совместного заседания именно сейчас, когда правительство приступило к активной фазе формирования бюджета юбилейного 2014 года. Мы должны очертить свои ориентиры.

Важно отметить, что руководством страны уже озвучены основные направления бюджетной политики. Более того, Правительством Российской Федерации уже утвержден и направлен на проработку в Государственную Думу проект федерального бюджета.

Думаю, никому не надо объяснять, что федеральный бюджет будущего года будет весьма напряженным. На 5 процентов сокращаются все расходные статьи, кроме защищенных. Это, в первую очередь, социальные обязательства государства. Это заработная плата, пенсии… Все остальное – это борьба аргументов, это обоснованность заявок, умение убеждать, защищать социально-экономические проекты. Мы должны защищать интересы республики для того, чтобы получить бюджетное инвестирование.

Реалии мирового экономического спада оказались намного жестче, чем прогнозировались международными экспертами. Ни у кого не должно быть иллюзий, что глобальные процессы нас не коснутся. Негативные мировые тренды не могли не сказаться на экономике нашей страны. Экономический рост продолжает снижаться и к концу года прогнозируется на уровне всего в 1,5 процента. Практически в два раза ниже ожидаемого. Соответственно заметно снизятся доходы федерального бюджета, а для высокодотационного региона это серьезная ситуация, в которой мы с вами должны четко распределить свои приоритеты. Это тема сегодняшнего разговора.

И все это на фоне масштабных расходов, связанных с ликвидацией последствий катастрофического наводнения на Дальнем Востоке. Есть Перечень поручений Президента Российской Федерации, в котором четко определен исчерпывающий список первоочередных расходов: восстановление затопленных территорий дальневосточного региона, исполнение майских Указов и очень ограниченный ряд инфраструктурных проектов, которые государство обязуется финансировать.

Президент и премьер-министр четко обозначили: сокращение расходов начинаем с себя – с содержания государственного аппарата и непроизводительных расходов.

В таких жестких условиях в Туве мы будем обязаны, образно говоря, «выбрать приоритеты из приоритетов» и просчитать свои реальные возможности.

Первый приоритет. Считаю необходимым нам еще раз обоснованно и внятно для себя понять, что нужно научиться жить по средствам. Уметь четко распределять финансы, не забывая об обязательствах государства в социальной политике, но при этом научиться увеличивать собственные доходы, зарабатывать деньги, создавать привлекательный инвестиционный климат республики. Вы знаете, что буквально на днях состоялось решение парламента России. Я горжусь тем, что наша обоснованная заявка, благодаря лоббистским возможностям депутатов от Единой России в Государственной Думе, возымела успех. И наша Республика Тыва наряду с Дальневосточными регионами получила право на налоговые льготы для инвесторов, которые работают или будут работать на территории нашего региона. Это добавляет определенную инвестиционную стабильность. Я уверен, что это является далеко не исчерпывающей мерой. Этот федеральный закон дает нам возможность работать и дальше в этом направлении.

Особое внимание хотел бы обратить председателей администраций районов, руководителей хуралов, которые обязаны по своим должностным полномочиям принимать все меры к тому, чтобы инвестиционная привлекательность вверенных им территорий становилась, действительно, залогом или, скажем, правильным тоном работы администраций. Сегодня имел возможность поздравить депутатский корпус города Кызыла, который прошел выборную кампанию. Общался с представителями фракций горхурала. Обсуждая рабочие проблемы и темы, я просил депутатов сосредоточиться на самом основном приоритете развития родной нашей столицы - на вопросах создания инвестиционной привлекательности Кызыла или, другими словами, на формировании доверия  инвестора, который уверенно бы вкладывал свой капитал в развитие городской инфраструктуры, городского хозяйства. Необходимо создание более свободных, более приемлемых условий для развития малого и среднего бизнеса для того, чтобы город Кызыл становился благополучным для проживания. Государство и муниципальные власти обязаны принять меры к тому, чтобы формировать привлекательные площадки для вложения инвестиций. Чего греха таить, мы знаем, какая сегодня есть серьезная бюрократия, причем на законодательном уровне, в части выделения тех или иных разрешительных документов. Есть экспертные оценки, что до шести месяцев вполне на законных основаниях можно волокитить начало строительства того или иного объекта. Совершенно понятно, что для нас очень серьезными являются вызовы, связанные с энергетическими ограничениями, которые у нас есть по всей республике, в том числе в Кызыле. И в связи с этим очень важно, чтобы власти приняли все меры к тому, чтобы площадки для вложения капитала были подготовленными. Если хотите под ключ переданными для того, чтобы инвестор не боясь бюрократии, не боясь волокиты, мог бы вкладывать свои деньги и соответственно мы бы добивались решения многих животрепещущих проблем в развитии своего региона. Я очень хочу, чтобы вот эту работу по инвестиционной привлекательности, по поиску доходов мы с вами четко представляли, как приоритет номер один, и направляли на это  направление основные силы.

Не скрываю, коллеги, у меня есть некоторая тревога по поводу исполнения губернаторского проекта «Одно село-один продукт». Как должностное лицо придаю его реализации очень большое значение. Я в начале нашего пути вам уже говорил и сейчас хотел бы повторить о том, что мы не имеем права те надежды людей, которые появились с объявлением этого губернаторского проекта, попросту разрушить. И тот появившийся общественный настрой на созидание, мы не имеем права игнорировать.  И в этом направлении, если хотите, могу сказать, что я не шутил по поводу увольнения тех председателей районных администраций, которые не справятся с реализацией этого проекта. Значит, это случайные люди во власти. Поэтому убедительная просьба всех, кто в этой части недостаточно прикладывает усилия, подтянуться в тех видах работ, в которых поддержку мы с вами согласовали. Дорожную карту мы с вами, плюс минус, выработали. Правительство республики определило источники финансирования. И эту работу мы обязаны реализовывать в полной мере.

Обращаюсь к членам правительства, которые обязаны приложить усилия в рамках концентрации республиканских целевых программ. Прошу, уважаемые коллеги, осталось совсем мало времени на тот период, в котором мы можем продвигать реальные производственные проекты. Лично я хотел бы к концу года провести публичное обсуждение этой темы и это не должно исчерпываться той ситуацией, когда мы пожурим друг друга и на этом закончится понимание столь важного для нас направления деятельности, где мы закладываем основу из основ, начало из начал производственной деятельности. У нас по большому счету теплится жизнь только вокруг бюджетных организаций.  Мы обязаны с вами создать некую структуру, где должна начинаться хозяйственная деятельность. Если уж затронул тему по поводу губернаторских проектов, хочу подчеркнуть непростую ситуацию по социальному проекту, который с моей точки зрения, не требует больших финансовых ресурсов, кроме энтузиазма и желания работать. Это проект «Спорт во дворы». Для меня является диким, когда я слышу о том, что этот проект до сегодняшнего дня не начат в Чаа-Хольском, Сут-Хольском и еще в двух других районах. Откровенно вам скажу, моя позиция принципиальная. Не случайно Чаа-Хольский руководитель, председатель администрации подал в отставку, потому что в этом отношении он усилий к работе не прикладывал. Следующий исполняющий обязанности председателя администрации если не будет стараться работать во благо людей, то  и здесь я готов выходить на депутатский корпус по поводу нерадивости чиновника, который не принимает решений. Еще раз повторюсь, я  буду осуществлять эту волю до конца. Потому что мы не имеем права не оправдывать ожидания и надежды людей. Проект «Спорт во дворы» в Кызыле получил народное признание. Можете после совещания проехаться по площадкам, и вы увидите, что там много детей. И, конечно, люди ожидают дальнейшего обустройства.

Второе. 2014 год у нас юбилейный. Как вы помните, мы определялись в том, что 100-летие единение России и Тувы – дата для республики знаковая, она не только подводит итог прошедшего периода, но и дает старт для нового столетия. Более значимого события для республики в предстоящий год нет.

Давайте, мы сегодня с вами договоримся и объявим на 2014 год «негласный мораторий» на проведение любых других праздников, исключая общереспубликанские календарные. Нам необходимо сконцентрировать все свои силы и средства, чтобы реализовать все юбилейные амбициозные планы.

Из предусмотренных на строительство и реконструкцию юбилейных объектов 2 млрд. рублей в 2013 году освоено – 507,97 млн. рублей или 25,3 процента от общего объема средств. Как видите, работа проделана очень большая и будет абсурдом, если мы с вами, не сможем освоить деньги и при этом мы не сможем достроить юбилейные объекты. Это амбициозная задача.  100-летие мы обязаны завершить хорошей работой и начать новую летопись жизни нашей республики.

И в этом отношении  из 13 юбилейных объектов ведутся строительные работы и реконструкции только на семи:

- на ул. Магистральной улично-дорожной сети г. Кызыл - пгт. Каа-Хем. Очень благодарен подрядной организации ООО «Восток», представители которой очень искренне работают и выполняют задачу государственного уровня. Я им благодарен за это.

- на набережной реки Енисей;

- в здании Дома народного творчества;

- в здании Национального театра и в сквере Салчака Тока;

- в центре восстановительного лечения для детей;

- на Дворце молодежи со стелларием. Тоже благодарен подрядчику Сергею Викторовичу Сафрину, который, несмотря на текущие проблемы, отрабатывает свой объект, ищет разные варианты решения вопросов и задач и идет дальше.

- Не очень быстрыми темпами идут работы на объездной автодороге пгт. Каа-Хем-Кызыл. Но я очень надеюсь, что график будет наверстан.

И вот это семь объектов, которые определены, а по остальным пока работы не начаты.

Перед нами стоит сложнейшая задача в условиях ограниченного времени и ресурсов начать и построить Спортивно-культурный центр в поселке Каа-Хем. Идет серьезная борьба за возможность финансирования этого объекта. Вы знаете, что в бюджете Российской Федерации нам удалось посередине бюджетного года добиться, чтобы появилась строка на 780 млн. рублей и это стоило для нас непростых усилий. Спасибо, прежде всего, министру спорта Виталию Мутко, который поддержал нас, мы с ним вместе работали. И парламент страны, а потом и Президент поставил положительную резолюцию. Но учитывая определенные реалии, сейчас идет очень серьезная лоббистская работа и вполне логичная постановка вопроса о том, что в связи с новыми обстоятельствами, прежде всего, на Дальнем Востоке и другими проблемами, которые возникают, новые объекты по всей территории России не желательно финансировать. И здесь доказывать обратное - это, поверьте, непростых усилий стоит. В этом году секвестр финансовых средств однозначно предстоит. Я на прошлой неделе общался  с министром экономики России и с министром спорта, пока мы остановились на 480 млн. рублей. Остальные деньги, здорово, что руководители поддерживают, в 2014 году финансирование этого объекта не прекратится. Таким образом, в Москве идет очень не простая борьба и конкуренция вокруг финансов, которые выделяются, в том числе по юбилейным объектам.

Мы обязаны возвести новое здание Института гуманитарных исследований. При этом это не должно быть институтом как таковых исследований. Мы обязаны здесь мобилизовать все научно-исследовательские умы, направленные на глубокие экономические анализы. Поэтому новое качество этого института вполне должно быть задачей, которое Министерство образования и науки Тувы обязано реализовывать. Об этом было сказано давно, но до сих пор соответствующей концепции на утверждение Правительством до сих пор не вынесено. Я бы рекомендовал вице-премьеру Анатолию Партизановичу Дамба-Хуураку этот вопрос взять на особый контроль.

И, конечно, Президентское кадетское училище. Это тот самый вопрос, который мы не имеем права заболтать. Есть решение Президента, есть решение Министра обороны России. И в этом отношении мне не добавляет энтузиазма, когда мы, понимая проблемы тепла и электричества города Кызыла, предлагаем тот или иной участок, то почему то обязательно появляется некая политическая схема, где начинают люди говорить, что это невозможно, потому что невозможно. Мы живем в весьма сложных условиях хозяйствования в городе Кызыле. К сожалению, нам досталось то наследие, в котором на десятки лет вперед застарелыми нам достались проблемы инфраструктуры - по подводу тепла и электричества. Поэтому когда мы говорим, что вполне уместным и подходящим местом для развития города Кызыла является участок напротив сквера Центра Азии, по ту сторону берега, где подразумевается комплексная застройка, было бы здорово там построить Кадетский корпус, и это было бы началом из начал нового микрорайона Кызыла. Но мы, к сожалению, не имеем права отрываться от реальности и здесь нехватка электричества, тепловых генераций не дают нам возможности слишком увлекаться нашими желаниями строиться на пустыре в любом месте. Поэтому постановка вопроса должна быть очень четкой и понятной. Нам нужно, во-первых, с учетом облика города Кызыла, логики его дальнейшего развития и возможностей по теплу и электричеству  определяться по строительству столь нужного для нас социального объекта, как Президентское кадетское училище. Убежден, что в том виде, в котором он сейчас проектируется, он будет являться центром притяжения и одним из самых красивейших культурных зданий, который украсит наш город Кызыл. Я прошу руководителей города обратить особое внимание на этот объект и добиваться скорейшей реализации этого проекта.

Реконструкция автодороги Кызыл-Сарыг-Сеп на участке по улицам Магистральная, Шахтерская, центральных улиц кожуунных центров: Кызыл-Мажалык, Сарыг-Сеп, Тээли, Хову-Аксы, г. Ак-Довурака. Это объекты, по которым мы обязаны успеть освоить средства и довести работу до полного завершения. Прошу большей настойчивости от тех, кто занимается данными объектами.

Уважаемые коллеги! Я обращаюсь к руководителям органов исполнительной власти и местного самоуправления. По каждому юбилейному объекту должен быть составлен четкий график поэтапного финансирования. За это несет ответственность министр финансов республики, как лицо, которое руководит вопросами финансовой политики.

До конца этого года все юбилейные объекты должны стать реально действующими проектами. Другими словами, в кратчайшие сроки должны быть утверждены все проектно-сметные документы, заключения госэкспертизы, проведены аукционы и подписаны госконтракты на проведение работ. Каждый руководитель за свой объект несет персональную ответственность. В правительстве я закрепил за объектами вице-премьеров и отмечаю еще раз, коллеги, что вы несете персональную ответственность.

У нас уже есть печальный опыт: мы едва не потеряли первый финансовый транш на строительство культурно-спортивного центра. Это говорит о том, что нужно уметь настойчиво обосновывать наши проекты. Отдельно хочу обратиться к руководству муниципалитетов. Никаких скидок на объективные условия не будет тем, кто не обеспечит планы юбилейных работ, в особенности по бесхозным объектам. Особый будет спрос с юбиляра – города Кызыла.

Еще один важный акцент предстоящего юбилея – 2014 год объявлен Годом русского языка. Для Тувы это не просто гуманитарный вопрос, это одно из условий экономического роста. Именно поэтому дано задание о разработке отдельной государственной программы и ее финансового обеспечения. Еще раз обозначаю этот проект приоритетным. Мы специально госинспектора по русскому языку возвели до ранга заместителя министра образования и науки.

Третье направление бюджетной политики следующего года. Это безусловное исполнение майских Указов Президента России по улучшению качества жизни россиян. В первую очередь, повышение заработной платы педагогам, медикам, работникам культуры. Целевые индикаторы определены – по семи категориям работников бюджетной сферы к 2018 году средняя заработная плата должна достигнуть уровня 31 700 рублей. Дорожные карты по их достижению утверждены.

Всего на реализацию президентских указов в 2014 году нам необходимо почти 8 миллиардов рублей, включая обеспечение бесплатными земельными участками многодетных семей и переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Это непростая задача, где в законодательстве утверждено, что мы обязаны предоставить бесплатные земельные участки для многодетных семей. Учитывая тот дефицит электричества и тепла, который у нас есть и вообще ресурсов, связанных со строительством элементарной инфраструктуры для этих земельных участков, конечно, это не просто реализовывать. Но мы обязаны исполнять закон. 29 тысяч 623 многодетных семей в нашей республике. 10 тысяч 327 семей, имеющих пять и более детей. В этом отношении совершенно понятно, что эта задача не сиюминутная. По крайней мере, это не задача, там, где нужно заниматься популизмом. Это задача, требующая очень скрупулезного и пристального внимания, а также расстановки сил и средств. И то, что мы незаслуженно затягиваем решение этих проблем, это на совести тех, кто сегодня заинтересованно должен реализовывать эту задачу. Это, прежде всего, Министерство земельных и имущественных отношений, городская власть и другие администрации муниципальных образований, которые непременно должны принять меры к тому, чтобы подвести электрические сети хотя бы для того, чтобы начали разворачивать там возможность реализации законов по выделению земельных участков и строительству жилья для детей-сирот. Колоссальная задача. В 2013 году нам удалось мобилизовать 316 млн. рублей на строительство жилья для сирот. При этом из республиканского бюджета выделили 126 млн.рублей Таким образом, планируется обеспечить жильем 314 детей-сирот. Но количество выпускников интернатов с каждым годом растет. Поэтому мы обязаны четко представлять масштабы работ, но при и понимать, что по сегодняшним темпам, реально закрыть эту проблему невозможно. Таким образом, совершенно ясно, что нужна публичность и открытость ведения очереди для понимания справедливости распределения. Поручаю вице-премьеру Анатолию Дамба-Хуураку взять на особый контроль анализ ситуации, предугадать дальнейший ход событий, возможно, произвести перестановку социальных институтов для того, чтобы эту проблему постараться более справедливо решать с учетом возможностей республики.

Что касается повышения заработной платы. Я уже сказал, что нам необходимо 8 млрд. рублей. Исходя из имеющихся возможностей, у нас на эти цели предусмотрено пока только около 2,6 миллиарда.

Все остальное нам предстоит доказывать, защищать. И скоро, 2 октября, в городе Омске будет совещание под руководством полномочного представителя Президента РФ, в нем примет участие и министр финансов России.

Предстоит напряженная работа, как на федеральном уровне, так и внутри республики по изысканию резервов. Поэтому, сэкономленные средства республиканского бюджета пойдут, в первую очередь, на реализацию указов. Кроме этого, мы обязаны продолжить работу по оптимизации структуры бюджетной сети.

С 2011 года дополнительные доходы от оптимизации увеличились в 5 раз. Казалось бы, это небольшие деньги. Но работа проводится. Этот процесс должен быть обоснованным и системным, оптимизация не ради оптимизации, а для повышения эффективности расходов.

Наши старания по защите интересов республики не проходят даром. И в Сибирском федеральном округе, и в федеральном центре уже есть понимание того, что Тува – регион особый, который не укладывается в привычные стандарты. Средний возраст республики – 29 лет, второе место по рождаемости в стране. В 2013 году численность детей только в возрасте от 3 до 7 лет составляет 29 тысяч. При этом лишь половина из них посещает дошкольные учреждения. А к 2016 году необходимо решить проблему 100-процентного охвата. Для нас это сверхсложная задача.

В 2014 году планируется обеспечить услугами дошкольного образования дополнительно 3,6 тысячи детей.

Сейчас в федеральных органах идут споры по поводу продолжения софинансирования строительства детских садов в регионах. При любом исходе дискуссии для нас уже сегодня, очевидно, что акцент необходимо смещать в сферу государственно-частного партнерства и поисков внебюджетных источников. Муниципальным руководителям важно всемерно поддерживать частные инициативы по открытию детских садов, а министерству образования – активно искать инвесторов, формировать привлекательные инвестплощадки.

Четвертое направление бюджетной политики – обеспечение устойчивости и сбалансированности республиканского и местных бюджетов. С 2011 года рост собственных доходов республики составляет в среднем 8 процентов. Это положительная тенденция, но весьма скромная. В суммарном выражении около 330 млн. рублей ежегодно. При этом расходы бюджета превышают темпы роста доходов в 10 раз.

Следует признать, сегодня социальная нагрузка на бюджет республики запредельна. Мы полностью исчерпали свои внутренние резервы. Объём государственного долга, за счёт увеличения которого решались многие текущие проблемы, достиг своего максимума в 50 процентов собственных доходов.

Сегодня является абсурдом, когда мы строим котельную в республике, на кредитные средства. Это усугубляет ситуацию вокруг бюджетной политики, но мы сегодня вынуждены так действовать. Мы находимся в этом положении. Поэтому постоянно прошу поддержки минрегиона России, чтобы выделялись субсидии, как рекомендовал Президент России, и даже было дано поручение. Я очень надеюсь на то, что мы найдем понимание.

Еще и еще раз обращаю на приоритет номер один – научиться жить по средства и увеличивать собственные доходы, реализовывать проекты, для которых мобилизованы средства.

Уважаемые коллеги! Возможности бюджета республики весьма ограничены. Необходимо больше опираться на внутренние резервы муниципальных бюджетов. Доходы муниципальных образований в значительной степени зависят от эффективных управленческих решений на местах. Например, крайне важно увеличивать доходы от использования муниципального имущества. Провести его тщательную инвентаризацию, выявить бесхозные объекты и земельные участки, неиспользуемые основные фонды бюджетных учреждений, определиться с их продажей или сдачей в аренду.

Опыт 2012 года показал, что ситуация может дойти до абсурда. В сентябре пять кожуунов заявили, что исчерпали свои ресурсы даже на выплату заработной платы. Более неграмотного управления финансами трудно представить. Многие муниципальные руководители привыкли свои собственные ошибки исправлять за счет дополнительной финансовой поддержки. Эта порочная практика должна прекратиться. Возможности у бюджета республики прикрывать чьи-то промахи больше нет. Если в прошлом году на дополнительную финансовую поддержку муниципалитетов было выделено 308 миллиона рублей. То в этом году эта сумма прогнозируется на уровне не более 30 миллионов.

У нас есть положительные примеры вдумчивых финансовых действий муниципальных властей. Например, повышение финансовой дисциплины в Дзун-Хемчикском кожууне в этом году позволило обеспечить расходные обязательства в рамках предусмотренных средств. И таких дисциплинированных кожуунов – пять-шесть.

Но есть и отрицательные примеры. В декабре 2012 года Каа-Хемский кожуун получил долгожданные доходы от реализации инвестпроекта по добыче золота в сумме – почти 11 миллионов рублей. Имея остаток средств почти в два миллиона, в 2013 году они принимают решение о покупке служебного жилья и при этом просят средства из республиканского бюджета на приобретение котлов для центральной котельной Сарыг-Сепа. Выбор приоритетов вызывает вопросы.

Хочу особое внимание обратить на использование земельного налога.

Совсем недавно принято очень важное, принципиальное для инвестиционной сферы республики решение – Тува вошла в число регионов с нулевой налоговой ставкой на добычу полезных ископаемых и пониженной ставкой налога на прибыль. Это значит, что компании, которые будут вести на территории республики разведку и добычу месторождений освобождаются от обременительного налога. Это, существенно повышает инвестиционную привлекательность таких труднодоступных регионов, как Тува, и таких районов, как Тоджа, и дает нам возможность активнее задействовать инвесторов в решении социальных и инфраструктурных проблем республики.

Но при этом мы должны понимать, что это не кулуарная деятельность. Мы с вами знаем, какая работа развернута против коррупции. Общение с инвесторами не должно быть сведено на самотек. Правительство должно выступить инициатором открытых соглашений с инвесторами, где мы подписываем публичные договора, формируем те или иные социально-экономические соглашения, в рамках которых инвесторы на конкурсной основе принимают определенные обязательства. Государство со своей стороны на основе гчп должно определять публичную позицию по поводу поддержки того или иного инвестора. Поэтому прошу от глав администраций координировать эти вопросы с Правительством республики, а не единолично принимать решения по поводу повышению или понижения тех или иных налогов и все, что с этим связано. Мы обязаны формировать справедливую среду, в которой бизнес должен осознавать свою социальную ответственность.

Хочу обратиться к надзорным финансовым органам с просьбой, усилить не только контроль над исполнением бюджетов всех уровней, но и оказать местным органам методическую, практическую помощь в сложных бюджетных ситуациях.

Федеральный бюджет 2014 года впервые сверстан с использованием механизма укрупненного программного планирования. Бюджетным кодексом предусмотрено, что государственные программы должны быть сформированы и на региональном уровне.

У нас на сегодня вместо 46 республиканских целевых программ утверждены 26 госпрограмм Республики Тыва. Программным планированием будет охвачено до 60 процентов расходов бюджета. К безусловным преимуществам государственных программ относятся – их комплексность и четкие целевые индикаторы. Они не должны быть размыты. Появилась реальная возможность сформировать государственные программы по приоритетным для нас направлениям, как в случае с Государственной антиалкогольной программой. 

Хочу вновь обратиться к муниципалитетам. Для того, чтобы попасть в государственные программы необходимо приложить усилия, доказать свою состоятельность. По двум программам есть четкое условие – софинансирование в размере от 5 до 10 процентов. Речь идет о подпрограмме «Устойчивое развитие сельских территорий в Республике Тыва» и программе «Капитальный ремонт многоквартирных домов». Программа «Социальное развитие села», которая хорошо реализуются. Люди ждут ее, но эта программы распределяется только в кулуарах минсельхоза. И здесь нет участия районных администраций и депутатов и тем более общественности. Так не должно быть. Здесь требуется общественный контроль, чтобы обеспечить их эффективное вложение.

Коротко остановлюсь ещё на одном моменте. С 1 января 2014 года полномочия в сфере дошкольного образования передаются на региональный уровень. Это связано и с реализацией майских указов, и с вступлением в силу нового закона об образовании. Нововведение неоднозначное. С одной стороны, муниципалитеты избавляются от «лишней головной боли» по содержанию детских садов, с другой – теряют часть налоговых поступлений (налог на доходы физических лиц). Местному самоуправлению нужно уже сейчас озаботиться поиском дополнительных источников для компенсации выпадающих доходов.

Уважаемые коллеги! Больше самостоятельности, настойчивости и упорства в наращивании налогооблагаемой базы и увеличении собственных доходов. Это веление времени.

У нас продолжается снижение промышленного производства. Мы ждем от экономического блока республиканского правительства разработки комплексной программы развития республики, с уточнением тех приоритетов, которые мы поставили еще лет 6 тому назад. Конечно, некоторые из них, возможно, устарели. Мы инициировали и получили поддержку Дмитрия Анатольевича Медведева по вопросу заслушивания доклада Правительства Тувы на заседании Правительства России по вопросам социально-экономического развития региона. Документ должен быть с детально проработанными инфраструктурными проектами в энергетике, транспорте, строительстве, промышленном производстве и агропромышленном комплексе. Прошу, Михаил Сергеевич (первый зам М.С. Козлов), эту работу продолжить и методически и аргументировано обосновать проекты. Жду от минэкономики и минфина большей результативности, а не академичного подхода к работе и простых рассуждений.

Теперь несколько слов о нормировании бюджетных расходов. Если раньше объем субсидий рассчитывался на основе сложившихся расходов и их индексации. То есть сколько ты защитил в этом году бюджетных средств, то вроде бы подразумевалось, что на следующий год будем плясать от той суммы, которую ты сегодня защитил. И тот, кто пролоббировал наибольшее количество средств, тот и жил и с года в год лучше. Считаем, что это ненормальная постановка вопроса. Поэтому с 2014 года мы приступаем к поэтапному переходу на нормативное планирование.

В качестве пилотных площадок предлагается определить 5 школ и 6 детских садов Кызылского кожууна. Государственные субсидии, которые они получат, будут рассчитаны по новому – с использованием нормативов затрат. Это не значит много. Это не значит мало. Будут вырабатываться нормативы, направленные на оптимальное финансирование, для того, чтобы это было достаточно для функционирования социального учреждения и обеспечения задач, ради которого мы его содержим.

Кроме того, определены несколько республиканских учреждений в каждой отрасли социальной сферы, которые также в экспериментальном порядке будут переведены на субсидирование по нормативам. Речь идет об определении оптимальных нормативных расчетов при предоставлении государственных услуг на одного больного, учащегося, получателя социальных льгот.

На выходе мы должны иметь понимание: сколько реально стоит государственная услуга и не субсидируем ли мы неоправданные расходы. Например, финансировали из года в год старую Хову-Аксынскую ТЭЦ, которая приходила в упадок и приносила убытки. В воздух топили 30 млн. рублей. Надо останавливать такие прорвы.

Не надо бояться этих новаций, никаких резких сокращений финансирования не будет. Но переход на нормативное планирование – это требование времени.

В заключении хочу отметить, что Бюджет республики должен быть простым и понятным для жителей республики. В связи с этим одновременно с внесением проекта бюджета в Верховный Хурал Республики Тыва необходимо представить «Бюджет для граждан», в котором в доступной форме было изложено, на какие цели и в каком объеме направляются бюджетные ресурсы, каких результатов предполагается достичь и какие уже достигнуты. Наши земляки должны не только знать, но и иметь возможность сделать выводы об эффективности расходов и их целевом использовании.

Уважаемые коллеги! Хочу вас проинформировать, что по итогам сегодняшнего совместного заседания я намерен подписать перечень поручений:

при формировании проекта бюджета Республики Тыва на 2014 год и плановый период до 2016 года исходить из необходимости обеспечения затрат на:

- создание условий для инвестиционной привлекательности Республики Тыва;

– проведение работ по подготовке празднования 100-летия единения России и Тувы в соответствии с Указом Президента РФ от 8 августа 2011 года;

– выполнение Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года (№№ 596, 597, 598, 599, 600, 601, 602, 603, 604, 605, 606), включая достижение установленных в них целевых показателей;

– конечно, проведение работ по обеспечению безопасности людей, обеспечению теплоснабжением населенных пунктов: Шагонар, Ак-Довурак, Чаа-Холь. Строительство котельных. Будем изыскивать средства.

Министерству финансов республики совместно с органами местного самоуправления принять необходимые меры по обеспечению сбалансированности республиканского и местных бюджетов.

Уважаемые депутаты, члены правительства, руководители органов местного самоуправления! Подготовка бюджета юбилейного 2014 года вступила в активную фазу. Надеюсь, что совместными усилиями мы примем сбалансированный, реальный основной финансовый документ, который позволит реализовать нам все намеченные планы. Я вас приглашаю к этой работе.


При использовании и перепечатке материалов ссылка на gov.tuva.ru обязательна