Бюджетные условия 2016 года Глава Тувы Шолбан Кара-оол в своем Послании назвал очень жесткими:
- При разработке проекта однолетнего бюджета на следующий год правительство пошло по консервативному варианту прогноза социально-экономического развития республики на 2016 год. А он, в свою очередь, рассчитан с учетом продолжающейся санкционной политики против России и связанных с нею рисков – в первую очередь, сокращением нефтяных доходов. Вы сами видите, что происходит с ценами на нефть. Так что надеяться на дополнительную помощь из федерального бюджета не приходится.
Поэтому как доходы, так и расходы республиканского бюджета запланированы со снижением на 3,5 и 6 процентов. При этом, приоритетом бюджетной политики на предстоящий год останется безусловное выполнение всех социальных обязательств, включая исполнение майских Указов Президента страны. Достаточно сказать, что доля социально-значимых расходов в бюджете 2016 года существенно возросла и достигла почти 90 процентов. Как говорится, комментарии излишни – социальная нагрузка на бюджет чрезвычайно высокая.
Общий объем бюджетных средств, направляемых на развитие отраслей экономики, предполагается в размере 2 млрд. 406 млн. рублей. Как видите, сумма невелика, поэтому основными принципами, так скажем, распределения этих средств будут экономический эффект и конкурсность. Мы уже опробовали в этом году механизм аккумулирования бюджета развития в двух централизованных фондах.
Мобилизовали средства под встречное финансирование федеральных программ в объеме 100 млн. рублей. Главный критерий участия в программах – выгодные для республики условия. Например, программа строительства жилья для детей-сирот. Если раньше пропорции финансирования были паритетными, 50 на 50, то в нынешнем году эта пропорция стала 5 на 95. То есть 5 процентов средств вкладывает региональный бюджет, 95 – федеральный.
Такие же условия у нас сформировались по грантовой поддержке начинающих фермеров и развития семейных животноводческих ферм. Только по итогам 9 месяцев 2015 года при республиканских вложениях в реализацию федеральных программ в объеме 84,7 миллиона рублей, нам удалось привлечь 620 миллионов рублей федеральных средств. Именно такой, просчитанный и прагматичный подход должен лежать в основе бюджетного планирования в наших дефицитных условиях.
Через другой централизованный фонд в размере 152 млн. рублей, правительство республики намерено поддерживать напрямую проекты в производственной сфере – в частности, сельскохозяйственные кластеры по выпуску продовольствия.
Деньги обоих фондов будут распределяться на конкурсной основе. В первом случае соревноваться между собой за привлечение инвестиций будут министерства и ведомства, во втором – бизнес.
Наш регион дотационный и никогда не «купался» в деньгах. Поэтому для нас вопрос бюджетной дисциплины, экономии средств и бюджетной эффективности стоит особенно остро. Мы уже в этом году пошли на 5-процентное сокращение расходов на содержание аппаратов управления. В следующем году вводим нормирование затрат на содержание государственных и муниципальных служащих. Будут введены четкие нормативы расходов, начиная от канцелярских товаров, заканчивая мебелью и автотранспортом. Каждый руководитель должен четко понимать лимиты содержания своего учреждения, соответственно и расходов, особенно по оплате коммунальных услуг.
Экономия средств – это один из резервов развития. И таких резервов немало. Давайте честно признаемся, мы используем их малоэффективно. Например, столичная мэрия ежегодно не добирает доходов от использования городского имущества почти 26 миллионов рублей. И это при дефиците кызылского бюджета, когда не хватает на первоочередные социальные расходы! И такого, неэффективно используемого имущества полно в каждом муниципалитете.
Сплоченность, мобилизация усилий, опора на внутренние ресурсы - лейтмотив Послания Главы Тувы Верховному Хуралу
Теги: