|
Программа социально-экономического развития Республики Тыва до 2015 года
ПРОГРАММА
экономического и социального
развития Республики Тыва
на период до 2015 года
2008 г.
СОДЕРЖАНИЕ
|
Паспорт
|
1
|
1.
|
Социально-экономическое положение и основные направления развития Республики Тыва
|
4
|
2.
|
Цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы
|
41
|
|
|
|
3.
|
Система программных мероприятий
|
47
|
|
|
|
4.
|
Механизм реализации Программы
|
57
|
|
|
|
5.
|
Ресурсное обеспечение Программы
|
64
|
|
|
|
6.
|
Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий реализации Программы
|
69
|
|
|
|
7.
|
Организация управления и контроль за ходом выполнения Программы
|
86
|
|
Приложения:
|
|
|
Приложение 1
|
Система программных мероприятий
|
|
|
Приложение 2
|
Программные мероприятия
|
|
|
Приложение 3
|
Эффективность основных разделов Программы
|
|
|
Приложение 4
|
Объемы и источники финансирования
|
|
|
Приложение 5
|
Информация об итогах финансирования и выполнения мероприятий федеральных целевых программ и подпрограмм на территории Республики Тыва за 2004 год.
|
|
|
Приложение 6
|
Информация об итогах финансирования и выполнения мероприятий федеральных целевых программ и подпрограмм на территории Республики Тыва за 2005 год.
|
|
|
Приложение 7
|
Комплекс мероприятий по совершенствованию нормативно-правовой базы и осуществление институциональных преобразований в Республике Тыва до 2015 года.
|
|
ПАСПОРТ
Программы экономического и социального развития Республики Тыва
на период до 2015 года
Наименование программы
|
-
|
Программа экономического и социального развития Республики Тыва на период до 2015 года
|
Основание для разработки Программы
|
-
|
Постановление Правительства Республики Тыва «О мерах по разработке региональной программы экономического и социального развития Республики Тыва на период до 2015 года» от 6 ноября 2002 г. № 815;
«Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы)»;
«Государственная концепция развития Республики Тыва до 2010 г.», утверждена постановлением Правительства Республики Тыва от 29 июня 2001 г. № 861;
Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации «О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации» от 17 июня 2002 г. №170
|
Государственный заказчик
|
-
|
Правительство Республики Тыва
|
Основные разработчики
|
-
|
Правительство Республики Тыва
|
Основная цель Программы
|
-
|
Целью Программы экономического и социального развития Республики Тыва на период до 2015 года (в дальнейшем Программы) является обеспечение достойного уровня жизни населения республики, интенсивное развитие традиционных отраслей экономики и создание базовых условий для реализации на территории республики крупных инвестиционных проектов по освоению ее природного потенциала и развитие «центров роста» до 2015 года
|
Основные задачи Программы
|
-
|
Для достижения поставленной цели необходимо к 2015 г. решить три комплекса задач:
1. Улучшение уровня жизни населения:
развитие систем образования, здравоохранения и социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, духовности и нравственности;
развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры;
содействие строительству социального и коммерческого жилья.
2. Обеспечение свободного и надежного доступа республики к внутрироссийской транспортной инфраструктуре и международным путям сообщения:
проектирование и начало строительства железной дороги, связывающей Республику Тыва с российской сетью железных дорог;
сохранение и развитие автодорожной сети федерального и регионального значения;
развитие международного воздушного сообщения через территорию республики.
3. Обеспечение устойчивых темпов экономического роста:
- увеличение доли отраслей, производящих товары, в валовом региональном продукте за счет интенсивного развития:
электроэнергетики;
горнодобывающей промышленности;
цветной металлургии;
лесопромышленного комплекса;
легкой промышленности;
пищевой промышленности;
промышленности строительных материалов;
транспортной инфраструктуры;
сельского хозяйства;
строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства;
- развитие отраслей, производящих услуги, в балансе с ростом потребностей населения: в первую очередь – развитие туризма и санаторно-курортного обслуживания и предоставления платных услуг населению;
- развитие науки и инновационных технологий
|
Сроки и этапы реализации
|
-
|
Программа будет осуществляться в 2008-2015 годы и реализовываться в один этап
|
Перечень разделов Программы
|
-
|
соответствует содержанию Программы
|
Направления действия Программы
|
-
|
Основными направлениями реализации Программы являются: развитие социальной сферы, инженерной инфраструктуры и сферы услуг, агропромышленного комплекса, дорог, обрабатывающей промышленности, минерально-сырьевой базы, научной и инновационной деятельности, развитие малого бизнеса
|
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий
|
-
|
Учреждения непроизводственной сферы и производственные организации Республики Тыва.
Исполнители программных мероприятий, поставщики оборудования будут определяться на конкурсной основе в соответствии с федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (в действующей редакции) (в части бюджетных средств и государственных заказчиков)
|
Объемы и источники финансирования
|
-
|
Суммарный объем финансирования Программы в 2008-2015гг. (в среднегодовых ценах 2006 г.) составит 1000,5 млрд. рублей.
Основные источники финансирования:
средства федерального бюджета – 87793,07 млн. рублей (8,77 %);
в т.ч. средства Инвестиционного фонда Российской Федерации – 49272,6 млн. рублей (56,12 %);
средства республиканского и местных бюджетов – 8091,58 млн. рублей (0,81%);
внебюджетные источники – 904619,58 млн. рублей (90,42%)
|
Система контроля за исполнением Программы
|
-
|
Государственный заказчик несет ответственность за своевременное и полное проведение мероприятий и реализацию проектов Программы. Административный контроль Государственного заказчика будет дополнен текущим финансовым контролем за использованием средств федерального и республиканского бюджетов
|
Ожидаемые конечные результаты Программы
|
-
|
Основные макроэкономические показатели развития республики в процентах к уровню 2006 г. В постоянных ценах составляет:
валовой региональный продукт – в 3,4 раза (вклад в ВРП отраслей производящих товары, вырастет с 32% до 60%);
промышленное производство – в 4,3 раза;
сельское хозяйство – в 2,6 раза;
средняя начисленная заработная плата – в 3,9 раза;
среднедушевые денежные доходы населения – в 3,6 раза;
доля собственных доходов в доходах республиканского бюджета вырастет:
на 26 процентных пунктов – с 21% до 47% по первому сценарию (рост расходной части республиканского бюджета на 4% к уровню 2005 г.)
на 59 процентных пунктов – с 21% до 80% по второму сценарию (с ростом на 35,3 % расхода республиканского бюджета к уровню 2005 г.);
объем инвестиций – в 8,5 раза;
в среднем ежегодно будет создано 10 тыс. новых рабочих мест (за период свыше 70 тыс. рабочих мест);
К 2015 г. налоговые и неналоговые поступления в бюджет республики возрастут в 5 раз и составят 7,3 млрд.рублей (в ценах 2005 г.), в федеральный бюджет – 7,1 млрд. рублей (в ценах 2005 г.).
|
|
|
|
1. Социально-экономическое положение и основные
направления развития Республики Тыва
1.1. Географическое положение Республики Тыва
Республика Тыва расположена на юге Восточной Сибири. На территории в 168,9 тыс.кв.км проживает 309,5 тыс. человек. Средняя плотность населения – 1,8 человек на 1 кв.км. Располагаясь в самом центре азиатского материка, Республика Тыва граничит на севере и северо-западе с Красноярским краем и Республикой Хакасия, на северо-востоке – с Иркутской областью и Республикой Бурятия, на востоке и юге – с Монголией и на западе – с Республикой Алтай.
Административный центр республики – город Кызыл (4,7 тыс. км от Москвы) с населением 108,1 тыс. человек, расположен в восточной части Тувинской котловины. В городе находятся пристань и аэропорт. Другие крупные города – Ак-Довурак, Чадан.
Климат республики резко континентальный. Зима морозная безветренная, лето умеренно теплое в горах и жаркое в котловинах. Экологическая ситуация контрастная, от удовлетворительной в горных районах до неблагополучной в котловинах.
С соседними регионами республику связывает шоссейная магистраль М-54 Госграница – Кызыл – Абакан – Красноярск, дорога А-161 Ак-Довурак – Абаза-Абакан. На территории республики отсутствует железнодорожное сообщение, слабо развит авиационный транспорт. Республика Тыва имеет мощную водную систему протяженностью свыше 7 тыс.км. Для судоходства используются только реки Большой Енисей, Малый Енисей и Верхний Енисей.
Еще с конца 70-х годов в промышленности республики сложилась ситуация, когда поддержание темпов роста требовало нарастающего вовлечения дополнительных ресурсов. С 1990 года начался спад физических объемов производства, который в конце 1995 года существенно замедлился и в 1999 году появились первые признаки оживления в промышленности республики. В 2000-2006 гг. в целом сохранилась тенденция улучшения экономической и финансовой ситуации. Некоторые показатели социально-экономического развития республики по итогам 2006 года приведены в табл. 1.1.
По данным Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации Республика Тыва относится к регионам с крайне низким уровнем развития и по комплексной оценке социально-экономического развития занимает по итогам 2005 г. 86 место среди 89 субъектов Российской Федерации.
Таблица 1.1.
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
социально-экономического развития Республики Тыва и
Российской Федерации в 2006 году
Показатели
|
РФ за
2006 г.
|
Республика Тыва за 2006 г.
|
В % к 2005 году
| |
РФ
|
РТ
| |
|
Валовой внутренний продукт, млрд.рублей
|
19289,11)
|
13,96
|
106,52)
|
119,3
| |
Индекс промышленного производства
|
-
|
-
|
103,9
|
102,4
| |
Продукция сельского хозяйства, млрд.рублей
|
1617,1
|
2,6
|
102,8
|
105,7
| |
Грузооборот транспорта, млрд.т-км
|
4779,3
|
0,3
|
102,2
|
122,1
| |
в том числе
|
1950,9
|
0
|
105
|
0
| |
железнодорожного транспорта
| |
Оборот розничной торговли, млрд.рублей
|
8627,5
|
6,7
|
113
|
112,4
| |
Объем платных услуг населению, млрд.рублей
|
2803
|
1,7
|
108,1
|
111,5
| |
Внешнеторговый оборот, млрд.долларов США6)
|
418,9
|
5,1 млн. долл. США
|
126,77)
|
104,3
| |
в том числе:
|
274,5
|
2 млн. долл. США
|
125,3
|
| |
экспорт товаров
|
68,4
| |
импорт товаров
|
144,4
|
3,1 млн. долл. США
|
129,6
|
159,4
| |
Инвестиции в основной капитал, млрд.рублей (оценка)
|
4482,7
|
1,9
|
113,5
|
136,6
| |
Индекс потребительских цен
|
|
107,2
|
109,7)
|
107,8
| |
Индекс цен производителей промышленных товаров
|
|
114,8
|
112,4
|
113,6
| |
Реальные располагаемые денежные доходы
|
|
|
110
|
107,9
| |
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника:
|
|
|
|
| |
номинальная, рублей
|
10736
|
8624
|
124,5
|
127,5
| |
реальная
|
|
|
113,5
|
118,2
| |
Общая численность безработных, млн.человек
|
5,3
|
0,03
|
95,1
|
99,1
| |
Численность официально зарегистрированных безработных, млн.человек
|
1,8
|
0,01
|
95,6
|
96,5
| |
1.2. Реализация Программы экономического и социального развития
Республики Тыва на период до 2015 года в 2004-2006 голах
Программа экономического и социального развития Республики Тыва на период до 2010 года (утверждена Законом Республики Тыва от 30 октября 2007 г. № 369 ВХ-II), в феврале 2008 года откорректирована на период до 2015 года. Программа состояла из 107 программных мероприятий, в том числе в 2004 году предусматривалась реализация 78 программных мероприятий и 82-х в 2005 г. Общий объем финансирования Программы в 2004-2010 гг. должен был составить 40,9 млрд. рублей (в ценах 2002 г.), в том числе 4,5 млрд. рублей средства федерального бюджета и 5,0 млрд. рублей средства республиканского и местных бюджетов.
Основной целью Программы являлась ликвидация отставания экономического и социального развития республики от среднероссийского уровня, снижение дотационности бюджета на 30 процентов.
Финансирование программных мероприятий
В 2004 году предусматривалось финансирование общим объемом 1,78 млрд. рублей, в том числе 0,45 млрд. рублей средства федерального бюджета и 0,59 млрд. рублей средства республиканского и местных бюджетов. В 2005 году предусматривалось финансирование общим объемом 3,04 млрд. рублей, в том числе 0,72 млрд. рублей средства федерального бюджета и 0,87 млрд. рублей средства республиканского и местных бюджетов. В 2006 году предусматривалось финансирование общим объемом 7,75 млрд. рублей, в том числе 0,76 млрд. рублей средства федерального бюджета и 0,98 млрд. рублей средства республиканского и местных бюджетов.
Фактически в 2004 году было профинансировано 48 программных мероприятий (при 78 по плану) в объеме 503,4 млн. рублей, в том числе 261,8 млн. рублей составили средства федерального бюджета (58,0% от плана), 223,7 млн. рублей средства республиканского и местных бюджетов (37,6% от плана).
В 2005 году было профинансировано 42 программных мероприятия (при 82 по плану) в объеме 471,3 млн. рублей, в том числе 241,6 млн. рублей составили средства федерального бюджета (33,4% от плана), 167,7 млн. рублей средства республиканского и местных бюджетов (19,3% от плана).
В 2006 году было профинансировано 31 программных мероприятия (при 72 по плану) в объеме 572,99 млн. рублей, в том числе 329,6 млн. рублей составили средства федерального бюджета (43,4% от плана), 173,6 млн. рублей средства республиканского и местных бюджетов (17,6% от плана).
Соотношение фактического и установленного финансирования программных мероприятий в 2004 и 2005 гг. приведено в табл. 1.2. и 1.3.
Таблица 1.2.
СООТНОШЕНИЕ
фактического и установленного финансирования
программных мероприятий в 2004-2006 гг., млн. рублей
|
Всего
|
План
|
Всего
|
Факт
|
федеральный бюджет
|
бюджет Республики Тыва
|
внебюджетные источники
|
федеральный бюджет
|
бюджет Республики Тыва
|
внебюджетные источники
|
Всего
|
12570,0
|
1935,19
|
2447,43
|
8187,42
|
1548,70
|
833,09
|
565,87
|
149,75
|
2004
|
1782,1
|
451,81
|
594,38
|
735,88
|
503,4
|
261,84
|
223,66
|
17,88
|
2005
|
3039,6
|
723,34
|
868,03
|
1448,27
|
471,3
|
241,6
|
167,57
|
62,17
|
2006
|
7748,3
|
760,04
|
985,03
|
6003,27
|
572,9
|
329,65
|
173,64
|
69,70
|
Таблица 1.3.
СООТНОШЕНИЕ
фактического и установленного финансирования
программных мероприятий в 2004-2006 гг., % к плану
|
Федеральный бюджет
|
Бюджет Республики Тыва
|
Внебюджетные источники
|
Всего
|
42,8%
|
26,8%
|
3,7%
|
2004
|
58,0%
|
37,6%
|
2,4%
|
2005
|
33,4%
|
19,3%
|
4,3%
|
2006
|
43,4%
|
17,6%
|
1,2%
|
Наиболее полно были профинансированы мероприятия социальной сферы – 68,8 процента от плана из федерального бюджета и 20,3 процента из республиканского и местных бюджетов, мероприятия развития системы образования и социальной защиты населения были профинансированы из федерального бюджета с превышением плановых объемов на 134 и 119 процентов, соответственно (табл. 1.4. и 1.5.).
Таблица 1.4.
ПЛАНОВОЕ И ФАКТИЧЕСКОЕ
финансирование разделов Программы в 2004-2006 гг., млн. рублей
Наименование отрасли
|
План
|
Факт
|
всего
|
ФБ
|
РТ
|
внебюдж. источники
|
всего
|
ФБ
|
РТ
|
внебюдж. источники
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
Развитие жилищно-коммунального хозяйства
|
790,50
|
224,30
|
495,20
|
71,00
|
322,45
|
136,70
|
185,75
|
0,00
|
Решение социальных проблем
|
1674,40
|
761,15
|
913,25
|
0,00
|
708,43
|
523,44
|
184,99
|
0,00
|
Развитие системы здравоохранения
|
836,80
|
358,45
|
478,35
|
0,00
|
177,71
|
134,08
|
43,63
|
0,00
|
Развитие системы образования
|
513,70
|
233,30
|
280,40
|
0,00
|
426,07
|
312,96
|
113,11
|
0,00
|
Социальная защита населения
|
48,40
|
25,40
|
23,00
|
0,00
|
31,50
|
30,40
|
1,10
|
|
|
|