Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти    

Программа социально-экономического развития Республики Тыва до 2015 года



ПРОГРАММА

экономического и социального

развития Республики Тыва

на период до 2015 года

2008 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт

1

1.

Социально-экономическое положение и основные направления развития Республики Тыва

4

2.

Цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы

41

3.

Система программных мероприятий

47

4.

Механизм реализации Программы

57

5.

Ресурсное обеспечение Программы

64

6.

Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий реализации Программы

69

7.

Организация управления и контроль за ходом выполнения Программы

86

Приложения:

Приложение 1

Система программных мероприятий

Приложение 2

Программные мероприятия

Приложение 3

Эффективность основных разделов Программы

Приложение 4

Объемы и источники финансирования

Приложение 5

Информация об итогах финансирования и выполнения мероприятий федеральных целевых программ и подпрограмм на территории Республики Тыва за 2004 год.

Приложение 6

Информация об итогах финансирования и выполнения мероприятий федеральных целевых программ и подпрограмм на территории Республики Тыва за 2005 год.

Приложение 7

Комплекс мероприятий по совершенствованию нормативно-правовой базы и осуществление институциональных преобразований в Республике Тыва до 2015 года.

ПАСПОРТ

Программы экономического и социального развития Республики Тыва

на период до 2015 года

Наименование программы

-

Программа экономического и социального развития Республики Тыва на период до 2015 года

Основание для разработки Программы

-

Постановление Правительства Республики Тыва «О мерах по разработке региональной программы экономического и социального развития Республики Тыва на период до 2015 года» от 6 ноября 2002 г. № 815;

«Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы)»;

«Государственная концепция развития Республики Тыва до 2010 г.», утверждена постановлением Правительства Республики Тыва от 29 июня 2001 г. № 861;

Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации «О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации» от 17 июня 2002 г. №170

Государственный заказчик

-

Правительство Республики Тыва

Основные разработчики

-

Правительство Республики Тыва

Основная цель Программы

-

Целью Программы экономического и социального развития Республики Тыва на период до 2015 года (в дальнейшем Программы) является обеспечение достойного уровня жизни населения республики, интенсивное развитие традиционных отраслей экономики и создание базовых условий для реализации на территории республики крупных инвестиционных проектов по освоению ее природного потенциала и развитие «центров роста» до 2015 года

Основные задачи Программы

-

Для достижения поставленной цели необходимо к 2015 г. решить три комплекса задач:

1. Улучшение уровня жизни населения:

развитие систем образования, здравоохранения и социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, духовности и нравственности;

развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры;

содействие строительству социального и коммерческого жилья.

2. Обеспечение свободного и надежного доступа республики к внутрироссийской транспортной инфраструктуре и международным путям сообщения:

проектирование и начало строительства железной дороги, связывающей Республику Тыва с российской сетью железных дорог;

сохранение и развитие автодорожной сети федерального и регионального значения;

развитие международного воздушного сообщения через территорию республики.

3. Обеспечение устойчивых темпов экономического роста:

- увеличение доли отраслей, производящих товары, в валовом региональном продукте за счет интенсивного развития:

электроэнергетики;

горнодобывающей промышленности;

цветной металлургии;

лесопромышленного комплекса;

легкой промышленности;

пищевой промышленности;

промышленности строительных материалов;

транспортной инфраструктуры;

сельского хозяйства;

строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства;

- развитие отраслей, производящих услуги, в балансе с ростом потребностей населения: в первую очередь – развитие туризма и санаторно-курортного обслуживания и предоставления платных услуг населению;

- развитие науки и инновационных технологий

Сроки и этапы реализации

-

Программа будет осуществляться в 2008-2015 годы и реализовываться в один этап

Перечень разделов Программы

-

соответствует содержанию Программы

Направления действия Программы

-

Основными направлениями реализации Программы являются: развитие социальной сферы, инженерной инфраструктуры и сферы услуг, агропромышленного комплекса, дорог, обрабатывающей промышленности, минерально-сырьевой базы, научной и инновационной деятельности, развитие малого бизнеса

Исполнители подпрограмм и основных мероприятий

-

Учреждения непроизводственной сферы и производственные организации Республики Тыва.

Исполнители программных мероприятий, поставщики оборудования будут определяться на конкурсной основе в соответствии с федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (в действующей редакции) (в части бюджетных средств и государственных заказчиков)

Объемы и источники финансирования

-

Суммарный объем финансирования Программы в 2008-2015гг. (в среднегодовых ценах 2006 г.) составит 1000,5 млрд. рублей.

Основные источники финансирования:

средства федерального бюджета – 87793,07 млн. рублей (8,77 %);

в т.ч. средства Инвестиционного фонда Российской Федерации – 49272,6 млн. рублей (56,12 %);

средства республиканского и местных бюджетов – 8091,58 млн. рублей (0,81%);

внебюджетные источники – 904619,58 млн. рублей (90,42%)

Система контроля за исполнением Программы

-

Государственный заказчик несет ответственность за своевременное и полное проведение мероприятий и реализацию проектов Программы. Административный контроль Государственного заказчика будет дополнен текущим финансовым контролем за использованием средств федерального и республиканского бюджетов

Ожидаемые конечные результаты Программы

-

Основные макроэкономические показатели развития республики в процентах к уровню 2006 г. В постоянных ценах составляет:

валовой региональный продукт – в 3,4 раза (вклад в ВРП отраслей производящих товары, вырастет с 32% до 60%);

промышленное производство – в 4,3 раза;

сельское хозяйство – в 2,6 раза;

средняя начисленная заработная плата – в 3,9 раза;

среднедушевые денежные доходы населения – в 3,6 раза;

доля собственных доходов в доходах республиканского бюджета вырастет:

на 26 процентных пунктов – с 21% до 47% по первому сценарию (рост расходной части республиканского бюджета на 4% к уровню 2005 г.)

на 59 процентных пунктов – с 21% до 80% по второму сценарию (с ростом на 35,3 % расхода республиканского бюджета к уровню 2005 г.);

объем инвестиций – в 8,5 раза;

в среднем ежегодно будет создано 10 тыс. новых рабочих мест (за период свыше 70 тыс. рабочих мест);

К 2015 г. налоговые и неналоговые поступления в бюджет республики возрастут в 5 раз и составят 7,3 млрд.рублей (в ценах 2005 г.), в федеральный бюджет – 7,1 млрд. рублей (в ценах 2005 г.).

1. Социально-экономическое положение и основные

направления развития Республики Тыва

1.1. Географическое положение Республики Тыва

Республика Тыва расположена на юге Восточной Сибири. На территории в 168,9 тыс.кв.км проживает 309,5 тыс. человек. Средняя плотность населения – 1,8 человек на 1 кв.км. Располагаясь в самом центре азиатского материка, Республика Тыва граничит на севере и северо-западе с Красноярским краем и Республикой Хакасия, на северо-востоке – с Иркутской областью и Республикой Бурятия, на востоке и юге – с Монголией и на западе – с Республикой Алтай.

Административный центр республики – город Кызыл (4,7 тыс. км от Москвы) с населением 108,1 тыс. человек, расположен в восточной части Тувинской котловины. В городе находятся пристань и аэропорт. Другие крупные города – Ак-Довурак, Чадан.

Климат республики резко континентальный. Зима морозная безветренная, лето умеренно теплое в горах и жаркое в котловинах. Экологическая ситуация контрастная, от удовлетворительной в горных районах до неблагополучной в котловинах.

С соседними регионами республику связывает шоссейная магистраль М-54 Госграница – Кызыл – Абакан – Красноярск, дорога А-161 Ак-Довурак – Абаза-Абакан. На территории республики отсутствует железнодорожное сообщение, слабо развит авиационный транспорт. Республика Тыва имеет мощную водную систему протяженностью свыше 7 тыс.км. Для судоходства используются только реки Большой Енисей, Малый Енисей и Верхний Енисей.

Еще с конца 70-х годов в промышленности республики сложилась ситуация, когда поддержание темпов роста требовало нарастающего вовлечения дополнительных ресурсов. С 1990 года начался спад физических объемов производства, который в конце 1995 года существенно замедлился и в 1999 году появились первые признаки оживления в промышленности республики. В 2000-2006 гг. в целом сохранилась тенденция улучшения экономической и финансовой ситуации. Некоторые показатели социально-экономического развития республики по итогам 2006 года приведены в табл. 1.1.

По данным Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации Республика Тыва относится к регионам с крайне низким уровнем развития и по комплексной оценке социально-экономического развития занимает по итогам 2005 г. 86 место среди 89 субъектов Российской Федерации.

Таблица 1.1.

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

социально-экономического развития Республики Тыва и

Российской Федерации в 2006 году

Показатели

РФ за

2006 г.

Республика Тыва за 2006 г.

В % к 2005 году

РФ

РТ

Валовой внутренний продукт, млрд.рублей

19289,11)

13,96

106,52)

119,3

Индекс промышленного производства

-

-

103,9

102,4

Продукция сельского хозяйства, млрд.рублей

1617,1

2,6

102,8

105,7

Грузооборот транспорта, млрд.т-км

4779,3

0,3

102,2

122,1

в том числе

1950,9

0

105

0

железнодорожного транспорта

Оборот розничной торговли, млрд.рублей

8627,5

6,7

113

112,4

Объем платных услуг населению, млрд.рублей

2803

1,7

108,1

111,5

Внешнеторговый оборот, млрд.долларов США6)

418,9

5,1 млн. долл. США

126,77)

104,3

в том числе:

274,5

2 млн. долл. США

125,3

экспорт товаров

68,4

импорт товаров

144,4

3,1 млн. долл. США

129,6

159,4

Инвестиции в основной капитал, млрд.рублей (оценка)

4482,7

1,9

113,5

136,6

Индекс потребительских цен

107,2

109,7)

107,8

Индекс цен производителей промышленных товаров

114,8

112,4

113,6

Реальные располагаемые денежные доходы

110

107,9

Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника:

номинальная, рублей

10736

8624

124,5

127,5

реальная

113,5

118,2

Общая численность безработных, млн.человек

5,3

0,03

95,1

99,1

Численность официально зарегистрированных безработных, млн.человек

1,8

0,01

95,6

96,5

1.2. Реализация Программы экономического и социального развития

Республики Тыва на период до 2015 года в 2004-2006 голах

Программа экономического и социального развития Республики Тыва на период до 2010 года (утверждена Законом Республики Тыва от 30 октября 2007 г. № 369 ВХ-II), в феврале 2008 года откорректирована на период до 2015 года. Программа состояла из 107 программных мероприятий, в том числе в 2004 году предусматривалась реализация 78 программных мероприятий и 82-х в 2005 г. Общий объем финансирования Программы в 2004-2010 гг. должен был составить 40,9 млрд. рублей (в ценах 2002 г.), в том числе 4,5 млрд. рублей средства федерального бюджета и 5,0 млрд. рублей средства республиканского и местных бюджетов.

Основной целью Программы являлась ликвидация отставания экономического и социального развития республики от среднероссийского уровня, снижение дотационности бюджета на 30 процентов.

Финансирование программных мероприятий

В 2004 году предусматривалось финансирование общим объемом 1,78 млрд. рублей, в том числе 0,45 млрд. рублей средства федерального бюджета и 0,59 млрд. рублей средства республиканского и местных бюджетов. В 2005 году предусматривалось финансирование общим объемом 3,04 млрд. рублей, в том числе 0,72 млрд. рублей средства федерального бюджета и 0,87 млрд. рублей средства республиканского и местных бюджетов. В 2006 году предусматривалось финансирование общим объемом 7,75 млрд. рублей, в том числе 0,76 млрд. рублей средства федерального бюджета и 0,98 млрд. рублей средства республиканского и местных бюджетов.

Фактически в 2004 году было профинансировано 48 программных мероприятий (при 78 по плану) в объеме 503,4 млн. рублей, в том числе 261,8 млн. рублей составили средства федерального бюджета (58,0% от плана), 223,7 млн. рублей средства республиканского и местных бюджетов (37,6% от плана).

В 2005 году было профинансировано 42 программных мероприятия (при 82 по плану) в объеме 471,3 млн. рублей, в том числе 241,6 млн. рублей составили средства федерального бюджета (33,4% от плана), 167,7 млн. рублей средства республиканского и местных бюджетов (19,3% от плана).

В 2006 году было профинансировано 31 программных мероприятия (при 72 по плану) в объеме 572,99 млн. рублей, в том числе 329,6 млн. рублей составили средства федерального бюджета (43,4% от плана), 173,6 млн. рублей средства республиканского и местных бюджетов (17,6% от плана).

Соотношение фактического и установленного финансирования программных мероприятий в 2004 и 2005 гг. приведено в табл. 1.2. и 1.3.

Таблица 1.2.

СООТНОШЕНИЕ

фактического и установленного финансирования

программных мероприятий в 2004-2006 гг., млн. рублей

Всего

План

Всего

Факт

федеральный бюджет

бюджет Республики Тыва

внебюджетные источники

федеральный бюджет

бюджет Республики Тыва

внебюджетные источники

Всего

12570,0

1935,19

2447,43

8187,42

1548,70

833,09

565,87

149,75

2004

1782,1

451,81

594,38

735,88

503,4

261,84

223,66

17,88

2005

3039,6

723,34

868,03

1448,27

471,3

241,6

167,57

62,17

2006

7748,3

760,04

985,03

6003,27

572,9

329,65

173,64

69,70

Таблица 1.3.

СООТНОШЕНИЕ

фактического и установленного финансирования

программных мероприятий в 2004-2006 гг., % к плану

Федеральный бюджет

Бюджет Республики Тыва

Внебюджетные источники

Всего

42,8%

26,8%

3,7%

2004

58,0%

37,6%

2,4%

2005

33,4%

19,3%

4,3%

2006

43,4%

17,6%

1,2%

Наиболее полно были профинансированы мероприятия социальной сферы – 68,8 процента от плана из федерального бюджета и 20,3 процента из республиканского и местных бюджетов, мероприятия развития системы образования и социальной защиты населения были профинансированы из федерального бюджета с превышением плановых объемов на 134 и 119 процентов, соответственно (табл. 1.4. и 1.5.).

Таблица 1.4.

ПЛАНОВОЕ И ФАКТИЧЕСКОЕ

финансирование разделов Программы в 2004-2006 гг., млн. рублей

Наименование отрасли

План

Факт

всего

ФБ

РТ

внебюдж. источники

всего

ФБ

РТ

внебюдж. источники

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Развитие жилищно-коммунального хозяйства

790,50

224,30

495,20

71,00

322,45

136,70

185,75

0,00

Решение социальных проблем

1674,40

761,15

913,25

0,00

708,43

523,44

184,99

0,00

Развитие системы здравоохранения

836,80

358,45

478,35

0,00

177,71

134,08

43,63

0,00

Развитие системы образования

513,70

233,30

280,40

0,00

426,07

312,96

113,11

0,00

Социальная защита населения

48,40

25,40

23,00

0,00

31,50

30,40

1,10

Программа социально-экономического развития Республики Тыва до 2015 г. (1477.5 КБ)