Памятник сооружен на средства населения Тувы. По предложению Шолбана Кара-оола в республике в 2011 году был создан Благотворительный фонд.
Глава республики выступил инициатором проведения благотворительного бала и марафонов с участием крупнейших звезд тувинской эстрады, активно содействовал привлечению спонсорской помощи. Недостающие средства выделило Правительство республики.
Перед открытием памятника, установленного около Национального музея Республики Тыва, буддийские монахи провели обряд освящения и благословения.
Церемонию открытия провели Глава республики Шолбан Кара-оол, потомки славного сына тувинского народа Александра Донгак и второклассник Очур Монгуш, скульптор Байза Ондар, воплотивший в жизнь эскизный проект.
С приветственным словом к жителям и гостям столицы, в большом количестве собравшимся у Национального музея, обратился Глава республики Шолбан Кара-оол:
«Дорогие земляки! Уважаемые гости республики!
Сегодня мы все - участники поистине незабываемого события! На мой взгляд, оно является одним из ключевых юбилейных мероприятий! Об этом событии мы с гордостью будем рассказывать своим детям и внукам. А они – своим. Оно станет еще одним звеном, связывающим и скрепляющим разные поколения многонационального тувинского народа.
Мы очень ждали этого события, много сделали для того, чтобы сегодня отдать дань глубочайшего уважения славному сыну тувинской земли – основателю тувинского государства Монгушу Буяну-Бадыргы, навсегда увековечить память о его удивительно созидательной и трагической судьбе.
Буян-Бадыргы оставил самый заметный след в истории нашей республики. В современной Туве нет, пожалуй, более популярной личности, чем он. Но так было не всегда. Долгое время роль Монгуша Буяна-Бадыргы в становлении и развитии тувинской государственности замалчивалась. И только в период перестройки на волне роста национального самосознания и разоблачения политических репрессий настало время восстановления исторической правды и справедливости.
Мы многое узнали о стремительной, но такой насыщенной жизни Монгуша Буяна-Бадыргы. Уже в 16 лет, после смерти своего приемного отца, он становится его приемником – последним нойоном самого большого в Урянхайском крае Даа-кожууна. А вскоре пришло время революций и больших перемен, когда нужно было решать судьбоносные вопросы. Решать, с кем жить дальше маленькому народу в центре Азии, чтобы не быть стертым с лица земли другими, более сильными и многочисленными народами.
И молодой Буян-Бадыргы выбирает Россию, сильное и дружественное государство, способное защитить и помочь в трудную минуту. Его просьба русскому Цаган-хану о принятии Даа-кожууна под покровительство России звучит грамотно и очень убедительно, со ссылками на историю прежних взаимоотношений двух народов. Сказалось хорошее образование, которое дал приемному сыну нойон Хайдып, свободное владение несколькими языками. У Буяна-Бадыргы было два главных наставника – известный монгольский лама Уржук Оскал и русский учитель Шуруку (Шура) Ряхлов. Возможно, именно поэтому желание найти для своей родной земли сильного и благожелательного покровителя, боль за судьбу своего народа, стремление облегчить его участь порой заставляли молодого нойона колебаться между двумя государствами.
Когда произошла февральская революция и положение России стало весьма неопределенным, молодой политик заметался в поисках нового решения. Помощь вновь пришла со стороны России в лице давнего друга Тувы и последовательного сторонника ее самоопределения – Иннокентия Георгиевича Сафьянова. Он сумел убедить Буяна Бадыргы не только в его собственных силах, но и в силах и возможностях народа Тувы идти своим, независимым ни от кого, путем. И этот путь был избран на съезде в Суг-Бажы, который проходил с 13 по 16 августа 1921 года.
На этом съезде было два руководителя, два сильных лидера – русский Иннокентий Сафьянов и тувинец Буян-Бадыргы Монгуш. Они часто не соглашались друг с другом, спорили и отстаивали каждый свои взгляды и убеждения. Однако, в конце концов, сошлись в главном: необходимости создания первого в истории Урянхайского края независимого, самостоятельного государства – республики Танну-Тува, Тувинской Народной Республики.
Буян-Бадыргы был избран Председателем первого Правительства Тувы. Много еще было разных должностей у этого мудрого и красивого человека. Но, сохраняя верность своим духовным корням, он поддержал созыв в марте 1928 года Всетувинского буддийского съезда. Был принят закон, который, по существу, объявил ламаизм государственной религией. Это и стало, по сути, началом заката политической карьеры Монгуша Буяна-Бадыргы. 16 октября 1929 года по решению высшего совета ТНРП Буян-Бадыргы и его соратники были сняты с должностей и исключены из рядов ТНРП.
Весной 1930 года Буян-Бадыргы был арестован по подозрению в контрреволюционной деятельности. Ему предъявили обвинение в политической близорукости, в том, что он проводил политику, несоответствующую принципам аратской идеологии, ориентировал экономику Тувы на частную собственность.
22 марта 1932 года бывших руководителей ТНР Буяна-Бадыргы, Дондука, Шагдыра и Бонду без суда и следствия приговорили к высшей мере наказания - расстрелу, а 23 марта приговор был приведен в исполнение.
Предлагаю почтить память Буяна-Бадыргы и его соратников минутой молчания.
Из прошлого, из тюремных застенков взывает к нашей памяти голос Монгуша Буяна-Бадыргы, его завещание нам: «Народ мой, клеветой я обесчещен…
День уличенья лжи наступит непременно.
Кровавых тайн разоблаченье обязательно придет.
Вернут мне имя доброе и честь
И правоту мою восславить — будет время».
И это время действительно настало. В июле 2007 года Указом «О политической реабилитации государственных деятелей Тувинской Народной республики и граждан, подвергнутых политическим репрессиям на ее территории в 1920-1930 годы» Буян-Бадыргы был полностью реабилитирован. Было принято решение возвести в столице республики памятник этому выдающемуся сыну тувинского народа. Оно широко обсуждалось в нашем обществе.
В канун нового 2011 года состоялся благотворительный бал по сбору средств на возведение памятника. В республике был создан Благотворительный фонд. Проведены благотворительные марафоны с участием крупнейших звезд тувинской эстрады для привлечения спонсорской помощи. Средства собирали всем миром. Последние недостающие полтора миллиона рублей, в том числе на транспортировку уже изготовленного по эскизам Ондара Байза Бавуужаповича памятника, выделены из бюджета республики. Я глубоко убежден, что вместе мы сделали большое и нужное дело.
Такой памятник не просто дань прошлому, он – символ будущего, путеводная звезда для представителей всех культур, всех народов, живущих в нашей родной Туве. И он важен не только для республики, а и для всей России. Памятник Буяну-Бадыргы - первый этап большого исторического проекта. Главная его идея – идея единения, консолидации общества, интернационализма. Сейчас Фондом продолжается сбор средств на памятник Иннокентию Сафьянову, ведется работа над его эскизом. Буян-Бадыргы и Сафьянов, в 1921 году сумели сделать почти невозможное: объединив исключительно мирными средствами тувинских и русских жителей Урянхайского края, провозгласить Тувинскую Народную Республику, заложить основы тесного союза между ТНР и СССР.
Открытие памятника одному из главных инициаторов принятия Урянхайского края под покровительство России, основателя тувинской государственности Монгушу Буяну-Бадыргы в дни празднования 100-летия единения Тувы и России точно по времени и смыслу, глубоко символично по своему значению».
В завершение церемонии состоялось возложение живых цветов к подножию памятника основателю тувинской государственности Главой республики, членами Правительства Тувы, депутатами Верховного Хурала РТ, родственниками славного нойона, гостями и жителями столицы.
ВИДЕОРЕПОРТАЖ
ФОТРЕПОРТАЖ
Теги: