Глава Тувы Шолбан Кара-оол дал интервью телеканалу «Россия 24», в котором детально остановился на особенностях индивидуального плана ускоренного социально-экономического развития республики, переданного на днях в Правительство Российской Федерации. Руководитель республики подробно разъяснил, что реализация индивидуального плана позволит Туве подтянуть инфраструктуру, развитие которой даст возможность полноценно и широкомасштабно участвовать в федеральных национальных проектах.
«Иногда у нас идет путаница, когда не все люди понимают, что такое индивидуальной план развития, а что такое национальные проекты, – заметил в беседе с корреспондентом «Россия 24» Шолбан Кара-оол. – Скажу так: для реализации национальных проектов республике нужно стать самодостаточным регионом, имеющим такие же стартовые условия, как и соседние регионы».
Инициатором создания 12-ти национальных проектов выступил Президент России Владимир Путин, поставив задачу решить несколько ключевых вопросов страны. Среди них проблемы демографии, увеличения средней продолжительности жизни, преодоления бедности, а также проекты по развитию производства и наращивания человеческого капитала.
В тоже время национальные проекты, давая возможность решения ряда проблем, бросили Туве серьезные вызовы. «Мы очень воодушевлены тем, что Глава государства поставил вполне конкретные цели, – отметил Шолбан Кара-оол. – Мы в них участвуем, но часто сталкиваемся с проблемами».
В качестве пояснения Глава Тувы напомнил, что на территории Тувы действуют 174 школы, из которых 32 являются аварийными. «Как нам сделать так, чтобы взамен аварийным школам строились современные, когда согласно национальным проектам на 300 тысяч населения можно выделить средства только на два учебных заведения, – отметил Шолбан Кара-оол. – При этом софинансирование строительства объектов по национальным проектам – региональная обязанность».
Именно на принципах софинансирования, отметил руководитель республики, с сентября в Самагалтае, Сесерлиге, Кызыле, Шагаан-Арыге и других местах строились 19 садиков, а сейчас должны быть введены в эксплуатацию. «Необходимо было со своей стороны вложить деньги, а, значит, бюджету нужны собственные доходы. Но для этого республике нужна собственная производственная база, – подчеркнул Шолбан Кара-оол. – Нам не нужна рыба, дайте нам удочку, чтобы была возможность ее ловить».
В ходе интервью глава Тувы вспомнил, как в 2008 году, комментируя его выступление на заседании российского правительства, тогдашний премьер-министр Виктор Зубков позволил себе реплику: «Как такое возможно, когда регион, обладающий огромными потенциальными возможностями, сидит в рваных штанах на золоте».
Необходимость федеральных вложений в Туву неоднократно обсуждалась на заседаниях правительства под руководством Дмитрия Медведева. Но в 2019 году, после неформальной встречи Шолбана Кара-оола с главой российского кабинета министров на закрытии Зимней Универсиады, эта тема стала предметом особого совещания, где было особо отмечено, что республика остается бедным регионом не оттого, что здесь живут ленивые необразованные люди. «Вообще говоря, мы не считаем себя настолько бедными, как иногда нас рисуют, – подчеркнул в интервью Шолбан Кара-оол. – Население Тувы приняло известие о том, что мы – беднейший регион, довольно болезненно».
Но именно на совещании с федеральными министрами всерьез заговорили об индивидуальном подходе к республике. «На нем я был основным докладчиком, убеждая, что республика должна быть сравнима со всеми остальными регионами России, – сообщил Шолбан Кара-оол. – А для этого нужно подтянуть инфраструктурные вопросы».
Раньше все, что делалось в Туве, было фактически обречено на то, чтобы быть нерентабельным. «Все ближайшие потребители товаров и услуг республики находятся за Саянами, а для того, чтобы туда их довести, нужен более дешевый транспорт, – отмечал Шолбан Кара-оол. – Умные люди даже подсчитали, что по двухполосной автомобильной дороге между Абаканом и Кызылом в год не могли проехать более 240 тыс. автомобилей».
Так с федеральными структурами началась совместная работа по разработке индивидуального плана для Тувы, куда республика предложила 174 разных мероприятий. Он должен был быть нацелен на создание в республике производств товаров и услуг, которые, имея своего потребителя, давали возможность зарабатывать.
Важной частью индивидуально плана социально-экономического развития Тувы должны стать меры по стимулированию строительной отрасли республики, которая должна стать импульсом для развития других секторов экономики. «Сегодня мы готовы работать в пропорции 50 на 50 с частными инвесторами по созданию нового кирпичного завода. Мы даже готовы закупить все необходимое оборудование, – заявил Шолбан Кара-оол. – Еще одной частью плана должен стать завод по производству железобетонных изделий. Вложенные средства вернутся сторицей, а стоимость жилья будет уменьшаться, и оно будет становиться более доступным для земляков».
«Наши земляки, особенно сельскохозяйственные труженики, – большие молодцы, – заметил Шолбан Кара-оол, сообщив, что только проект «Кыштаг для молодой семьи» ежегодно прирастает 104 хозяйствами, а проект «Одно село – один продукт» дал республике 2,5 тысячи рабочих мест. – Может кто-то скажет, что это мелочь, Но именно по крупицам, шаг за шагом, республика выходит из полуразрушенного состояния»
Однако индивидуальный план должен способствовать появлению рабочих мест в большем количестве. «Там, в частности, предусматривается создание туристического кластера на базе мараловодческого хозяйства в Пий-Хемском районе, который может стать притягательной точкой для предпринимателей, занимающихся бизнесом в самых разных отраслях, – отметил Шолбан Кара-оол. – Республика готова вложить 600 млн рублей в развитие курорта озера Чедер, приглашая предпринимателей поучаствовать в создании концепции и эскизе проекта».
В то же время обсуждение индивидуального подхода к Туве стало толчком к разработке аналогичных проектов в отношении других регионов России. В результате Дмитрий Медведев дал поручение создать список из 10 регионов, которые также требуют специального плана социально-экономического развития. «Тува оказалась лакмусовой бумагой, демонстрирующей сложности труднодоступного региона, где дорогая электроэнергия, а связи по большому счету нет, – считает Шолбан Кара-оол. – Кроме того, республика стала тем регионом, на примере которого можно было наглядно разработать меры, направленные на преодоление бедности».
Республика, где многодетность являлась вековой традицией, на фоне других регионов России действительно выглядела, как беднейшая территория. «У нас в Туве более 90 тысяч семей, а из них больше трети – 33 тысячи – многодетные, – подчеркивал Шолбан Кара-оол. – Семья, где двое родителей и пять детей, оказывалась крайне бедной семьей, потому что ее доходы оказывались ниже прожиточного минимума».
В эксперименте по разработке индивидуального плана могло сыграть исключительное отношение к Туве Президента России Владимира Путина, который ежегодно приезжает отдыхать в республику. Как сообщил глава Тувы, в таких поездках главы государства чувствуется его ответственность за всю страну. «Особенно это проявилось в неформальной обстановке, – считает Шолбан Кара-оол. – В живых беседах с оленеводом из Тоджи или с чабаном в Чаа-Хольском кожууне Владимир Путин проявил себя как человек, который чувствует страну и ее народ».
По мнению руководителя республики, только во времена Владимира Путина и Сергея Шойгу у Тувы есть реальный шанс построить железную дорогу. «Другие условия отодвинут нас на сотни, на десятки лет назад, а бедность региона будет оставаться серьезной характеристикой», – убежден Шолбан Кара-оол. Он также рассказал, что совсем недавно сенатор республики Дина Оюн на заседании Совета Федерации интересовалась у руководства РЖД планами по строительству дороги. На ее вопрос председатель правления ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров сообщил, что сейчас монополия занята корректированием проектной документации проекта. «Очень надеюсь на то, что в проекте железной дороги сыграют такие факторы как убежденность в проекте Сергея Шойгу, нашего земляка, который является одним из самых влиятельных людей в российской политике, – заметил Шолбан Кара-оол. – Он играет очень большую роль в том, что строительство железной дороги в Туву никогда не уходила из повестки».
Строительство железной дороги, по мнению главы региона, остается очень непростой темой. «Но она архиважна, с одной стороны, для того, чтобы земляки имели возможность нормально водить своих детей в садик, а школьники не толкались в классах по 30-40 человек, – уверен Шолбан Кара-оол. – Но, с другой стороны, она должна дать возможность зарабатывать деньги простым людям, строить школы и участвовать в национальных проектах».
В рамках национального проекта, как отметил Глава Тувы, республика будет строить новый противотуберкулезный диспансер для детей в Балгазыне. «Санаторий, который есть в республике, давно уже стал позором, – считает Шолбан Кара-оол. – Там устаревшее здание и оборудование, которое давно надо отправить в утиль». Глава Тувы напомнил, что Президент поставил задачу решить проблему демографии, для чего надо развивать поддержку материнства и детства. «Значит, нужно стоить перинатальный центр, противотуберкулезный диспансер, – заметил Шолбан Кара-оол. – Нужна онкологическая больница, не говоря о том, что в особой защите нуждаются детские больницы в районах».
Но с другой стороны, республика намного быстрее, чем остальные регионы России наращивает продолжительность жизни, задачу увеличения которой поставил Президент. «Да, мы отстающие в этом вопросе, – признал Шолбан Кара-оол, – но когда я брал под ответственность республику, продолжительность жизни в ней была 54 года, а сейчас – 67,2».
В Туве, где только в Кызыле необходимо построить три школы на 820 детей, сегодня разработаны реальные планы. «Но нам еще важно, чтобы наши малые села ожили, ведь республика не может похвастаться разветвленной сетью автодорог, – отметил в интервью телеканалу «Россия 24» Шолбан Кара-оол. – Все эти вопросы, как дорога, например, до Кош-Агача могла бы сократить путь до Новосибирска на 100-200 км, требуют федеральной поддержки. Но это не шальные деньги, поскольку мы уверены, что своими доходами можем окупить их создание».
Сейчас Индивидуальный план социально-экономического развития Тувы находится на рассмотрении федеральных министерств и ведомств. «Мы внимательно следили за поездкой премьер-министра Михаила Мишустина в Курган, где он заявил о готовности подписании плана развития этого региона. – подчеркнул Шолбан Кар-оол. – Надеюсь, что и до нас дойдет эта очередь. Очень надеюсь на встречу с премьер-министром, где готов еще раз повторить, что нам не нужна рыбка. Нам нужна удочка, которая позволила бы республике развиваться».
Также Глава Тувы Шолбан Кара-оол в своем блоге кратко рассказал, о чем шла речь в его интервью.
«Индивидуальный план ускоренного развития Тувы – наша особая миссия, которую мы обязаны претворить, пока у нас есть поддержка Путина и Шойгу. Все понимают, что Тува – регион контрастов. С одной стороны: высокий сырьевой потенциал. С другой стороны: низкий уровень жизни. Поэтому инфраструктурные проекты считаю неотъемлемой, ключевой частью Индивидуального плана. Мы определили и представили в Правительство РФ перечень первоочередных производств, которые могут дать ощутимый и быстрый эффект. Это реальный сектор экономики, реальное производство и переработка. Это был сознательный выбор в пользу производства. Другими словами – комплекс экстренных мер в условиях жестких инфраструктурных ограничений. Безусловно, нам нужна железная дорога, как самый дешевый вид перевозок. Рассказал в интервью, что в 2020 году продолжаем обустройство международного сектора аэропорта г. Кызыл, куда вложим около 150 млн. рублей, запускаем производство железобетонных изделий и кирпича, начинаем реконструкцию курорта «Чедер», строим детский противотуберкулезный диспансер», - рассказал Глава Тувы Шолбан Кара-оол.
Теги: