Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти    

Владислав Ховалыг: "Разворот на Восток вновь делает актуальным строительство железной дороги в Туву"

Владислав Ховалыг: "Разворот на Восток вновь делает актуальным строительство железной дороги в Туву"
12.04.2022 11:50

Глава Тувы рассказал "Интерфаксу" о результатах работы своей команды за год руководства республикой, экономической стратегии и новых вариантах решения старых проблем региона.

- Владислав Товарищтайович, прошел год с момента назначения вас исполняющим обязанности главы региона. За этот период с решением каких задач пришлось столкнуться и какие были трудности в новой для вас роли?

- По содержанию работы трудностей, пожалуй, не было, так как я работаю в органах управления с 1992 года - как раз 30 лет. Работал и в федеральном звене, и в республиканских министерствах, и в местном самоуправлении - мэром Кызыла. Перед назначением (на должность врио главы республики - ИФ) более двух лет был руководителем крупной энергетической структуры – "Тываэнергосбыта". Крайне полезным для меня было обучение в Высшей школе госуправления - так называемой "школе губернаторов". Там я получил и навыки, и связи с людьми, многие из которых сегодня занимают серьёзные позиции в федеральных структурах.

Конечно, руководство республикой предполагает другой масштаб работы и более высокий уровень ответственности, нежели раньше: круг контактов стал намного шире, вокруг появилось множество новых лиц. Первое время непривычными для меня были такие отрасли, как, например, сельское хозяйство.

Общение с федеральными чиновниками разного уровня для меня также было новым: постоянно встречался с вице-премьерами России, федеральными министрами — как в режиме ВКС, так и лично. Я всегда считал себя хозяйственником, работал, как говорят, "на земле" и занимался очень конкретными делами. Сейчас мой функционал также предполагает внимание политике, общение с партиями и общественными организациями. Более того, в конце 2021 года я также возглавил местное отделение "Единой России", что, как я считаю, помогает при решении вопросов в Москве и в наших отношениях с парламентом республики.

Год назад, вступая в должность руководителя республики, я ставил перед собой несколько целей: развитие экономики, повышение качества жизни населения и достижение политической стабильности в регионе. Если судить по макропоказателям, в целом мы справились.

Год оказался насыщен самыми разными событиями: это и общение с президентом страны, участие в выборах главы республики, моё послание Верховному хуралу Тувы о предстоящих задачах, и, конечно поездки по районам. Также вместе со всей страной мы были в постоянной борьбе с коронавирусной инфекцией и, несмотря на все ограничения, достойно отметили одну из главных дат для нашего региона - 100-летие образования Тувинской Народной Республики.

Очень важным был процесс формирования правительства республики - тех людей, кто непосредственно и ежедневно работает над решением проблем, волнующих жителей. Это мои заместители, руководители министерств и других структурных подразделений республиканской власти - моя команда.

- Как и по какому принципу вы формировали команду?

- Точечные изменения начались почти сразу после назначения. Чем они были продиктованы? Я ещё раз скажу: я человек от земли. А на земле правила простые. Если человек смог поднять народ на строительство моста без всякой поддержки - молодец. Смог скооперировать разные сферы бизнеса - не "голова", а "Дом советов", как раньше говорили. Хочется, чтобы таких вовлеченных людей было как можно больше, ведь они как струя свежей крови. Но чтобы такие люди стали профессионалами, нужен опыт, хотя бы некий минимум, знание азов управленческой работы. Поэтому в нашей команде много и тех, кого сегодня молодежь называет "динозаврами". Среди них есть люди, которые работали ещё 20 лет назад при президенте Ооржаке (президент Тувы в 1992–2002 годы Шериг-оол Ооржак - ИФ). Это, конечно, те случаи, когда талант и мастерство являются определяющими в работе.

Я также привлекал к работе людей, которых знаю со времён руководства городом Кызылом, а также специалистов из других регионов. Принцип тут один: в команде нет "чьих-то" людей, а есть те, кто выполняет поставленные задачи. А с теми, кто не "тянет", у кого не получается, расстаёмся. Ничего личного, ведь на кону интересы земляков, которые являются мерилом зрелости руководителя.

- Как этот год прошел для Тувы в плане экономики? Каких показателей республике удалось достичь?

- В целом Тува выдержала этот период без форс-мажоров, экономика работала стабильно. По основным макроэкономическим показателям динамика позитивная. Так, продолжалась реализация индивидуальной программы социально-экономического развития, ряд проектов уже реализованы в виде действующих производств: железобетонные изделия, кирпич, пиломатериалы. Также у нас неплохие показатели по промышленности: по темпам роста промышленного производства республика на третьем месте среди регионов Сибири.

Устойчивый рост показывает животноводство; валовый сбор зерновых культур в 2021 году вырос на 13% по сравнению с урожаем 2020 года. За год построено 108,5 тыс. кв. м жилья. Серьезно взялись мы за наведение порядка в ЖКХ: для коммунальных предприятий приобретены источники автономного электроснабжения, 48 единиц современной специализированной техники, чего не было долгие годы.

Благодаря субсидированию регулярных авиарейсов на треть увеличился объем межрегиональных авиаперевозок. Расширился перечень регионов, с которыми налажено авиасообщение. К рейсам в Новосибирск, Москву, Красноярск и Иркутск добавились Абакан и Улан-Удэ.

Построено три детских сада по 280 мест в городах Кызыл и Шагонар, введены ясли на 30 мест в селе Ийи-Тал, создано 70 мест в трех частных детсадах. Финансирование шло по нацпроекту "Демография", общая сумма составила 729,9 млн рублей. Начали возводить еще одну школу на 825 мест, лечебные учреждения. Повысилась зарплата, в том числе довольно значительно - у педагогов. Выросла гарантированная часть зарплаты до 40%.

Запомнились, конечно, решения по ценам в энергетике. В Туве один из самых высоких тарифов на электроэнергию, у соседей - Хакасии и Иркутской области - он в несколько раз ниже. Решали эту задачу, можно сказать, с боем. Во-первых, почти на 30% снизили тариф на электроэнергию для юрлиц. Для предпринимателей, да и для всей республики это очень существенная поддержка.

Еще одну проблему - многолетнюю коллизию с угольщиками по завышенной и недоступной для населения стоимости угля - удалось разрешить с обоюдной пользой. С одной стороны, снизили цену на уголь для населения почти на 500 рублей в расчете на тонну; начали выстраивать систему централизованного снабжения углем, восстанавливать районные топливные склады, чтобы и людям было удобно, и перевозчикам; появилась возможность влиять на цены. С другой стороны, угольщикам тоже помогли: они получили от федерального правительства гарантии на экспортные квоты и теперь могут зарабатывать на внешних рынках, где стоимость угля продолжает расти.

Кроме того, мы продвинулись в вопросе использования Ак-Талского угольного месторождения для снабжения топливом населения и бюджетной сферы. Прорабатываем вопрос о создании своего угледобывающего предприятия. Если проект будет доведён до завершения, у нас появится реальная возможность поставлять льготникам дешёвый энергетический уголь и увеличить конкурентность топливного рынка внутри республики.

- Насколько изменились стратегические направления развития республики?

- Не раз слышал мнение, что у нынешнего правительства Тувы нет своей экономической стратегии. Считаю, что так говорят только некомпетентные люди. Основой для формирования долгосрочной стратегии любого региона является наличие ресурсов, транспортная схема, имеющийся производственный аппарат. На моей памяти было разработано немало стратегий развития Тувы. Те, кто знаком с ними, знает, что документы 1980-х и 2000-х во многом похожи.

При формировании стратегии очень важны внешние факторы: федеральный бюджет, налоговая, таможенная система, ситуация на мировом рынке. Они постоянно изменяются, поэтому мы сейчас работаем над актуализацией, обновлением стратегии развития республики. Также свои обновления получат и отраслевые стратегии, которых насчитывается около двух десятков.

В качестве примера могу привести вопрос о железной дороге Курагино-Кызыл, который является ключевым в экономической стратегии Тувы. Буквально в прошлом году правительство России отложило это строительство. Но уже сегодня, когда разворот на Восток стал не просто перспективой, а жизненной необходимостью, ситуация меняется. Особенно если рассматривать железную дорогу не как технологическую, предназначенную исключительно для вывоза угля, а как транзитный коридор в Монголию и Китай. Считаю, что в этих условиях необходимость строительства железной дороги в Туву вновь актуальна, она необходима не только республике, но и всей нашей стране, и эту позицию я довел до правительства России. Теперь вопрос вновь изучают Минтранс РФ и другие федеральные органы.

Также есть идеи и планы по развитию сотрудничества с предприятиями Белоруссии. Все это тоже будет отражено в обновленной стратегии развития Тувы.

- Вступив в должность главы республики, вы озвучивали некий принцип под названием "новые решения". Что он означает?

- Перед нами стоит множество задач, в том числе те, которые руководство республики или отдельного муниципалитета пытались решать на протяжении длительного времени. Именно такие застарелые вопросы требуют новых решений.

Например, существует проблема энергообеспечения Тоджинского кожууна - это отдалённый район в Саянских горах, относится к территориям Крайнего Севера. Проблема всегда решалась за счёт приобретения всё новых и новых дизель-генераторов, доставки туда огромного количества топлива. Сейчас мы добились строительства новой мощной линии электропередачи, которая будет обеспечивать электроэнергией горно-обогатительный комбинат ("Ак-Суг" - ИФ) и одновременно решит проблему энергоснабжения этого района.

Принцип "новые решения" применим и к вопросу очищения воздушного бассейна. Попытки решения этой проблемы предпринимаются давно, и пути предлагаются разные - от обогащения угля до совершенствования печного и котельного оборудования. Лично я - за радикальное изменение ситуации через отказ от угля и переход на газ, благо есть установка президента на полную газификацию страны. Сейчас мы близки к тому, чтобы войти со своими проектами в федеральную программу "Чистый воздух". Есть и другие задачи, требующие "новых решений".

- Как вы выстраиваете отношения с законодательной ветвью власти республики – Верховным хуралом?

- В процессе тесной работы и постоянного диалога с депутатами Хурала у нас сложились деловые, конструктивные и доверительные отношения. Парламент Тувы по предложению правительства принял немало законов, направленных на создание условий для экономического развития, привлечения инвесторов. Депутаты со знанием дела рассматривают вопросы формирования бюджета, а при необходимости вносят в него изменения. Также парламент поддержал внесённые мною кандидатуры для назначения руководителей республиканского звена.

Мы всегда находим точки соприкосновения, в отдельных случаях идём на компромисс. Более того, нам удалось выработать особую форму взаимодействия - совместные заседания совета Хурала и совета правительства. Думаю, что и дальше наша совместная работа будет продуктивной и позитивной.

- Как вы оцениваете итоги своей работы за прошедший год и какие задачи ставите перед своей командой на ближайшую и среднесрочную перспективу?

- Могу сказать однозначно: для меня этот год не был простым. Многое сделано, многое предстоит сделать. Самооценкой заниматься не буду, пусть её даст народ республики. Были и достижения, были и неудачи, ошибки, огорчения. Но, как говорится, не ошибается тот, кто ничего не делает. Хотя даже лёжа на диване можно наделать кучу глупостей. Важно не наступать на одни и те же грабли, и в этом плане ошибки были полезны, они помогут работать более эффективно на благо жителей Тувы.

За последний месяц ситуация в мире, в нашей стране и Туве, конечно, изменилась. Проводится специальная операция для спасения людей Донбасса и предотвращения военной угрозы России. Нам объявлена экономическая, информационная, политическая война, приходится работать в сложных условиях санкций. Да и коронавирус, несмотря на успехи в борьбе с ним, никуда не ушёл.

Но у всего есть обратная сторона, хорошая. Считаю, что трудности, которые выпали на нашу долю, не только закаляют, но и открывают перед нами новые возможности, в первую очередь для бизнеса. Уже есть первые ласточки: наши крестьяне, например, в этом году впервые вышли на экспортные рынки. Несмотря на вызванные пандемией ограничения, республика нарастила объемы экспорта в 2021 году с 200 тыс. до 900 тыс. долларов при плане 200 тыс. (в 2020 г – 200 тыс. долларов). Помимо минеральных ресурсов за границу поставлялись мясо и пищевые субпродукты, зерно и иные продовольственные товары местного производства. СПоК "Оргаадай", например, заключил контракт на поставку в Казахстан 10 тонн тувинского "далгана" (ячменная мука - ИФ). А ведь еще лет пять назад об этом никто даже не мечтал, настолько это казалось нереальным.

Оглядываясь на прошедший год, могу сказать, что основная работа — впереди. Будем делать её сообща, каждый на своём месте. Мы будем идти к своей цели, не обещая звёзд с неба, но намечая реальные и понятные цели, добиваясь их достижения. Я уверен в своей команде, в поддержке жителей Тувы и считаю это главным условием эффективной работы.

Теги: Владислав Ховалыг, развитие Тувы

При использовании и перепечатке материалов ссылка на gov.tuva.ru обязательна