Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти    

Как Тува помогла сибирским угольным компаниям получить дополнительные квоты на экспорт

Как Тува помогла сибирским угольным компаниям получить дополнительные квоты на экспорт
20.01.2022 17:51
Спор вокруг цены на уголь между холдингом En+ и Главой Тувы Владиславом Ховалыгом получил неожиданное разрешение – благодаря ему, кроме Тувы, еще два сибирских региона, Бурятия и Хакасия, получили квоты на экспорт угля. В историю вмешался сам президент Путин, дав «добро» на включение в экспортные планы страны на 2022 год угольных компаний, работающих на территории этих республик.

Тувинские власти спорят с угольщиками по поводу высокой цены давно. Вопрос этот для республики очень болезненный, поскольку более половины жителей региона с 330-тысячным населением живут в домах с печным отоплением и обогреваются углем. Однако в этом году он обострился донельзя, поскольку Тувинская горнорудная компания, «дочка» En+, потребовала в очередной раз повысить отпускную цену на свою продукцию.

Если бы это было сделано, то сегодня жителям Тувы пришлось бы покупать топливо по цене более 3 тысяч рублей за тонну. Учитывая, что только на обогрев дома каждой семье необходимо на зиму в среднем до 7–8 тонн угля, затраты на его приобретение составили бы не менее 20 тысяч. Но в самое трудное положение попадали жители отдаленных от угольных разрезов районов, для которых тонна топлива с доставкой автотранспортом обходилась бы уже под 10 тысяч рублей.

Однако Глава Тувы Владислав Ховалыг пошел на беспрецедентный шаг – он своим решением снизил отпускную цену на уголь для населения почти на 20 %, до 2220 рублей за тонну. Правда, решение имело ситуативное обоснование: на момент его принятия ТГРК оставалась единственной компанией, доля которой на региональном рынке угля превышала 50 %.  Это позволило доказать в суде, что компания является естественным монополистом, и ввести государственное регулирование цены на её продукцию.

Впрочем, ситуация была очень зыбкой. Стоило другим угольным компаниям, временно свернувшим добычу, возобновить работу в Туве, и решение о монополии автоматически теряло бы свою силу. Кроме того, изменения в российском законодательстве предоставляли ТГРК возможность опровергнуть решение суда о своем доминирующем положении и вернуться к пересмотру цены.

Именно поэтому Глава Тувы изначально искал другой, приемлемый как для властей, так и для бизнеса, выход из конфликта. И он был найден. В ходе разбирательств выяснились мотивы бескомпромиссной позиции Тувинской горнорудной в вопросе цены на уголь. Компания не от хорошей жизни держит ее высокой для населения республики. У нее попросту не осталось других рынков сбыта, кроме Тувы.

Все дело в ограниченной пропускной способности Транссиба и БАМа в условиях повышенного экспортного спроса на уголь.  Пока ажиотажа не было, места на РЖД хватало всем угольным компаниям, от больших до малых. Но как только цена поднялась, в приоритете у перевозчиков оказались крупные поставщики вроде Кузбасса и Якутии, способные обеспечивать десятки миллионов груза. Борьба за каждый вагон до Восточного терминала началась такая, что федеральное правительство вынуждено было ввести квоты на перевозку грузов по БАМу.

При такой жесточайшей конкуренции угольщики с объемами до 10 млн тонн в год, конечно, были неминуемо выдавлены из игры. Что касается компаний, работавших в Туве, то они, все вместе выдававшие на-гора не больше 2 млн тонн, и вовсе оказались задвинуты на грань разорения. К примеру, «Межегейуглю» пришлось законсервировать только что открытую шахту. А Тувинская горнорудная компания сократила производство до 400 тысяч тонн, которые потребляет республика.

Тогда и появилось понимание, что властям и бизнесу надо действовать в таких обстоятельствах заодно. Ведь от их решения зависит не просто судьба одного предприятия, пусть и достаточно крупного, но и стабильность во всей республики. Никто в Туве не заинтересован, чтобы единственный поставщик энергетического угля для ТЭЦ, котельных и сотен тысяч домовладений перестал работать.

Надо отдать должное выдержке и здравомыслию Владислава Ховалыга: он не прекращал переговоров с угольщиками даже тогда, когда руководство ТГРК демонстративно хлопнуло дверью и пошло на судебный конфликт, снарядив лучших юристов холдинга на борьбу с властями Тувы.  Главу республики не смутило и то, что никто из топ-менеджеров En+, включая самого Дерипаску, не снизошел со своих высот до тувинской истории.

Любой другой на его месте уже сдался бы и оставил все попытки. В конце концов, что мог, он сделал. Но в том-то и дело, что Ховалыг ничего не начинает, если не видит, что здесь можно что-то реально сделать. В данном случае, в случае со спорной ценой на уголь, Глава Тувы разглядел ситуацию, когда одним ударом можно устранить огромную болевую точку во всей республике и заодно дать шанс на выживание и развитие крупному предприятию.

Что не менее важно – он не посчитал зазорным для себя обратиться за помощью в Москву. Хотя принять такое решение ему, безусловно, было непросто. Во-первых, 5 минут как избрался на пост губернатора. Вроде как должен подтверждать свою самостоятельность, способность решать любые вопросы своими силами.

Во-вторых, конфликт региональной власти с частной угольной компанией для человека, мало посвященного во все его тонкости, тем более федерального чиновника все-таки выглядел как некая локальная проблема. Не княжеское, образно говоря, дело.

Однако Глава Тувы сумел убедить вице-премьера Андрея Белоусова в обратном – дело как раз федеральное, потому что ТГРК – структура вертикально интегрированная. Это раз. Второе - не тысячи, а десятки тысяч семей поставлены в очень трудное жизненное положение из-за цены на уголь.

И, наконец, не одна Тува оказалась отрезана от экспорта. От недостатка сбыта из-за узости железной дороги задыхается практически вся угольная отрасль, особенно сибирская, ориентированная на Восток. В прошлом году дали заработать на экспорте основным угольным регионам – в этом допустите и других.

Не случайно предложение о квотах для Тувы, Бурятии и Хакасии поддержал президент России. Это в его стиле – чтобы каждое решение власти имело не один результат, а разнонаправленный эффект. Главное теперь, чтобы оно было выполнено. Тогда договоренности о цене на уголь для жителей Тувы сохранятся.

Теги: Владислав Ховалыг, Тыва, Тува, уголь, ТГРК

При использовании и перепечатке материалов ссылка на gov.tuva.ru обязательна