На вершине горы Догээ близ Кызыла в ночь наступления нового года по лунному календарю традиционно собрались все желающие, встретить первые лучи солнца. Это мужчины с сыновьями и внуками. По доброй традиции здесь собрались члены правительства во главе с Шолбаном Кара-оолом, депутаты Верховного Хурала под руководством Виктора Глухова. Часть их коллег отправилась на другие точки проведения обрядов и встречи рассвета, чтобы быть рядом вместе со своими земляками. Глава Тувы ночью объехал все учреждения, где проходили молебны. Он поздравил свой народ со светлым праздником Шагаа и произнес самые теплые благопожелания. На гору Догээ на этот раз впервые поднялся сын главы республики Валерий. Здесь они приняли участие в священном обряде сан салыры и призвали духов в год Овцы быть благосклонными к республике и ее жителям. Отдельный, серьезный разговор состоялся с собравшимися земляками о сохранении народных традиций. Посоветовавшись с мужчинами, Глава Тувы принял решение об объявлении 2015 года – Годом народных традиций в Республике Тыва.
Напомним, принятию такого решения предшествовал серьезный разговор со знаковым мужчинами Тувы и коллективом Центра развития традиционной тувинской культуры и ремесел, состоявшийся накануне, 18 февраля.
«К сожалению, за долгие годы невнимания к традиционным духовным ценностям, коррозия семейных отношений зашла слишком далеко. Это, конечно, касается не только Тувы, но это не повод для самоутешения. Большое количество разводов и неполных семей, дети-сироты при живых родителях, вопиющие случаи гибели детей по вине матерей и отцов, пьяные семейные разборки, кончающиеся увечьями и смертями, – все это не может оставлять нас равнодушными. В конечном итоге речь идет о духовном здоровье нации, ее самовыживании. Пришло время всерьез задуматься об этом, искать новые подходы к решению вопросов жизненно важных: как поставить заслон родительской безответственности? Как возродить традиционные семейные ценности, обычаи ? Что сделать, чтобы наши дети не утратили свои корни?»
Глава Тувы Шолбан Кара-оол подчеркнул: «В советские годы попытки народа вернуться к своим истокам воспринимались властями, как его желание вернуться к феодализму и разного рода другим «…измам». Но это не так. Это духовная потребность. Но вместе с этим, мы обязаны помнить о главном – возрождая свои традиции и обычаи, нужно с искренним уважением относиться к традициям других народов. Взаимоуважение, взаимная поддержка – в этом наша сила».
Подписание Указа Главы Республики Тыва о проведении Года народных традиций в Республике Тыва состоится в торжественной обстановке на праздничном концерте Тувинского национального оркестра, который пройдет 19 февраля в Национальном театре.
ФОТОРЕПОРТАЖ
ВИДЕОРЕПОРТАЖ С НОЧНЫХ МОЛЕБНОВ И ГОРЫ ДОГЭЭ
Материалы по теме:
Глава Тувы и деятели культуры поговорили начистоту
О традициях празднования Шагаа подробном написал в своей работе доктор исторических наук Монгуш Кенин-Лопсан. Его материал опубликован на tuvaonline.ru:
Монгуш Борахович в своей работе «Традиционная этика тувинцев» пишет, что в ночь на Шагаа дети до 13 лет могли заснуть, а взрослые не спали и слушали сказки и сказания, играли в различные игры.
Между 3 и 5 часами утра наступает новый год. По-тувински этот момент называется «шагаа бажы чаларады» – голова шагаа показалась.
Первый день – это исключительный день в году. В старину по Шагаа определяли возраст, говорили: «Я встретил столько-то Шагаа». Новорожденный считался годовалым, а рожденный накануне Шагаа – двухлетним.
В момент, когда восходит солнце, все одевали нарядные национальные одежды и с подносами – деспи, деревянными тарелками сваренной бараньей грудинкой и разными яствами, поднимались на возвышенное место, где участвовали в обряде «сан салыр» – возжигании священного огня.
Раньше этот обряд исполняли члены каждой юрты, семьи в специальном освященном месте на своей родовой территории.
Обряд «сан салыр» является важной и особой частью празднования Нового года. Каждый старается попасть на этот обряд, потому что считается: кто примет участие в его проведении, тому в новом году будут благоволить добрые духи и божества, его ожидают успех и удача.
Обряд «сан салыр» осуществлял обычно шаман или лама, а при их отсутствии – старейшина рода, семейства или самый старший и уважаемый житель данной местности.
На специально сооруженном алтаре или костре возжигают артыш и бросают в огонь дээжи – самую почетную и лакомую часть принесенной еды: топленое масло (саржаг), молоко, муку из поджаренного пшена (далган), поджаренное просо (тараа), сушеные пенки (ореме), сыр (быштак), сухой творог (ааржы), пресные лепешки (поова, боорзак).
Во время обряда присутствующие молятся духам, с приветствиями поклоняются восходящему солнцу.
После обряда участники выбирают место почище, куда никто еще не ступал, валятся в снег и катаются в нем с целью очищения, а затем снимают шапки и полощут их в снегу.
После окончания обряда «сан салыр» начинается следующий обряд «чолукшуур» – обмен новогодними приветствиями.
Младший старшему (или женщина мужчине, если они ровесники) протягивает руки ладонями вверх, старший кладет сверху свои руки ладонями вниз. В этом жесте выражается уважение и обещание в случае необходимости помощи и поддержки. Иногда он – между родственниками и товарищами – сопровождается легким прикосновением щек.
Этот обряд иногда дополняется тем, что младший может на вытянутых руках преподнести хадак – шарф и возложить его на кисти протянутых рук старшего, тот возвращает его, перекладывая на кисть правой руки младшего, и лишь после этого ритуала оба совершают «чолукшуур».
Раньше женщины вместо хадака получали платок, и при совершении обряда «чолукшуур» в отличие от мужчин они не снимали головные уборы, а обшлага их рукавов были спущены.
Во время обряда «чолукшуур» тувинцы обменивались не только хадаками или платками. Дарили, например, пушнину белого цвета. А иногда преподносили дадаазын – ремешок от одежды, подношение бедняков.
Завершив обряд «сан салыр» все возвращаются домой, и праздник переходит на стадию взаимных поздравлений, приема гостей и хождения в гости.
Прежде всего, члены каждой семьи поздравляли друг друга. Особенно полагается усердствовать младшим членам семьи. Они должны спешить поздравить старших первыми.
Затем – непрерывная цепь хождений по домам, из юрты в юрту, поздравлений, застолий, обмена подарками – до тех пор, пока все родственники не обойдут друг друга.
Современные тувинцы за время запрета Шагаа в советское время утратили обычай хождения в гости, поэтому стараются праздновать его уединенно в узком семейном кругу. Здесь заметно влияние традиций празднования европейского, а скорее, советского нового года.
Но, тем не менее, сегодня можно наблюдать, как некоторые люди возрождают церемонию приема гостей и посещения домов родственников, друзей.
В старину люди, собираясь то в одной юрте, то в другой, играли в различные игры, пели песни, играли на музыкальных инструментах, слушали сказителей, устраивали гадания.
Гаданием занимались ламы-астрологи, они составляли каждому человеку его индивидуальный гороскоп на наступивший год. Современные тувинцы активно возрождают эту традицию.
Весь остальной месяц Шагаа считается праздничным. В течение месяца продолжаются молитвы, молебны, посещения хурээ, хождения в гости.
В обязательном порядке следует посетить, проведать родственников, живущих в других населенных пунктах, в отдаленных местностях, обменяться с ними приветствиями, подарками.
Традиция новогоднего празднования включает в себя обычай почитания пожилых людей: старейшин рода, родителей. Данный церемониал являлся кульминационным моментом празднования нового года.
По сравнению с Тувой, в современной Монголии данная традиция продолжает широко бытовать и по настоящее время в силу того, что она и не прерывалась. Традиция почитания старших для монголов является естественным состоянием морали, этики и поведения.
Судя по тому, как из года в год тувинцы все глубже возрождают традиции, связанные с празднованием Шагаа, есть надежда, что добрый обычай почтительного отношения к старшим постепенно вновь укоренится в сознании людей.
Важнейшая особенность празднования Шагаа – во время него категорически запрещается употреблять спиртные напитки.
Как отмечает Монгуш Кенин-Лопсан, тувинцы с давних времен считали водку и всякое спиртное «аза суксуну» – напитком чертей.
Шагаа считается самым трезвым праздником.
Шагаа – праздник, во время которого происходит единение родных и близких людей, молодые учатся почтительному отношению к возрасту человека, а также умению ценить и уважать время и жизнь.
Теги: