Сегодня, 6 ноября, на базе предприятия «Тывавиа» состоялось очередное заседание оперативного штаба, которое провел Глава Тувы Шолбан Кара-оол. В нем приняли участие и.о. начальника Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Вячеслав Сороговец, начальник Управления организации авиационно-космического поиска и спасания Росавиации Сергей Прусов, начальник ГУ МЧС по РТ Андрей Назаров, заместитель главы республики Шолбан-оол Иргит и другие должностные лица, координирующие поисковые работы. Начиная совещание, Шолбан Кара-оол настоял на том, чтобы в работе штаба непременно участвовал человек из круга родственников тех, кто находился на борту пропавшего вертолета. Как подчеркнул глава региона, родные и близкие пропавших людей должны знать достоверную информацию о принимаемых мерах и проводимых работах. В зал заседания пригласили ветерана республики Захара Елисеевича Шина. Глава республики предложил подвести итоги работы штаба, чтобы проанализировать дальнейшие возможности.
И.о. начальника Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Вячеслав Сороговец доложил Главе Тувы Шолбану Кара-оолу о проделанной работе с момента исчезновения вертолета. Из его доклада следует, что за весь период поисков было совершено 168 полетов, летчики «налетали» 495 часов. Удалось обследовать почти 60 тыс. кв. километров территории, из них 8 300 кв. км. повторно.
Как сообщалось ранее, пропавший вертолет осуществлял коммерческий рейс. В первые дни поиски велись по маршруту следования МИ-8. Он летел из местечка Соруг в город Кызыл. На этом пути с воздуха были обследованы все горы и ущелья. Затем поисковая работа велась на основе информации, которая поступала в оперативный штаб по итогам опросов местных жителей, охотников, егерей. Кто-то видел вертолет в зоне Кызыл-Таштыгского месторождения, другие в районе «чертова моста» на границе Кызылского и Каа-Хемского районов. Поиски велись в районе озера Азас, а также на Мюнском перевале и вдоль реки Бай-Сют.
Как отметил Вячеслав Сороговец, сегодня кроме опросов свидетелей, которые могли видеть вертолет в воздухе, привязаться больше не к чему. Совместно с оператором сотовой связи «Мегафон» отрабатывались сигналы «абонент в сети», поступавшие с телефонов пропавших людей на номера их родственников, но безрезультатно. В самые первые сутки поисков пассажирский авиалайнер компании «Аэрофлот», летевший в Монголию через территорию Тувы, попытался поймать хоть какой-то сигнал снизу, но безуспешно.
10 октября 2014 года пилот Адар-оол Норбу звонил на базу в Кызыл, связь была очень плохой. Ему были переданы данные по погоде. В 9 часов 17 минут состоялась последняя связь. Он доложил, что находится в полете и прибудет в Кызыл в 12 часов. Установлено, что полеты на вертолете осуществлялись 7-8 октября 2014 года, 9 октября они не летали из-за непогоды. Данный вертолет был выпущен в 1981 году и претерпел 9 капремонтов. На момент вылета был технически исправен.
На борту находились 3 члена экипажа, 2 технических сотрудника и 6 пассажиров с авиабилетами. Без документов вылетел директор «Тывавиа». Позднее в штаб обратились родственники еще двоих человек. Они сообщили, что их родные тоже находились на борту.
Как подчеркнул Вячеслав Сороговец, поисковая работа строилась на версии, что вертолет возвращался в Кызыл. Прорабатывалась версия, что он мог лететь в Тора-Хем на дозаправку. С профессиональными спасателями работали охотники, местные старожилы и даже сотрудники турфирм.
«Мы осматривали все скалы и ущелья, где сегодня уже выпал большой снег. По словам местных жителей, вертолет могло засыпать горными камнями, так как эти горы сыпучие. Но за весь период поисков мы нигде не наблюдали скопища птиц и зверей», - сказал Вячеслав Сороговец.
Информация о возможном падении вертолета на территории Красноярского края не подтверждается. Да и топлива долететь до соседнего региона, скорее всего, просто не было. Сейчас следователи работают с человеком, который дезинформировал спасательные службы.
«Если честно, мы были уверены, что найдем вертолет за один-два дня. Никто и не думал, что поиски затянутся на месяц, - сказал Сороговец. – Три вертолета МЧС уже выработали свой ресурс. Вертолет из Новосибирска, привлекаемый на поиски, мы обслуживаем в Кызыле. Закончилось топливо. Прогнозы погоды неутешительные. И, скорее всего, до таяния снега придется приостановить поиски».
На уточняющие вопросы Главы Тувы Шолбана Кара-оола Вячеслав Сороговец подтвердил, что на борту пропавшего вертолета было три лодки и два мотора. Они загружались на борт повторно, автомашины заказчиков находились в зоне взлетно-посадочной полосы. Общая загрузка вертолета была полная, и по количеству людей был "на пределе". Таким образом, рейс был предназначен, скорее всего, не только для проведения рабочих мероприятий сотрудниками саяногорской строительной компании, но и для отдыха.
Премьер Шолбан Кара-оол с сожалением воспринял эти слова, так как не раз требовал от руководства авиапредприятия работать в условиях максимальной прозрачности. Он отметил, что деятельность «Тываавиа» снова будет серьезно разбираться, но сейчас главная задача – найти пропавших людей.
Глава региона выслушал доклад начальника ГУ МЧС по Республике Тыва Андрея Назарова. Он обратил внимание на работу наземных групп, которые оснащены снегоходами, квадроциклами, болотоходами и "камазами". Информация о вертолете, по его словам, поступала из разных местностей и озер Тоджинского района. Проверялись все территории. Обследовалась и «Святая гора» на Тодже. Там до сих пор работает личный состав. «Сейчас нам бы хотелось проверить вдоль рек Дерзиг и Ужеп, - заявил Андрей Назаров. – И мы предлагаем сделать передышку спасателям, привести в порядок спецтехнику и продолжить работу в верховьях Дерзига. И далее отрабатывать каждую информацию, которая будет поступать. На сегодняшний день вся информация исчерпана».
Начальник Управления организации авиационно-космического поиска и спасания Росавиации Сергей Прусов поддержал слова Андрея Назарова, обратив внимание на то, что из-за снежного покрова поиски с воздуха тоже серьезно затрудняются. По его словам, нужно сделать паузу и усилить работу наземных групп с привлечением охотников и егерей, который зимой будут ходить в тайгу на пушного зверя с охотничьими собаками.
Заместитель главы региона Шолбан-оол Иргит доложил, что в поисковой работе участвуют также представители районных администраций и министерств.
«Кроме того, привлекалась специальная техника частных компаний «Лунсин» и «Тардан Голд». Детальный обход территорий проделали представители Госкомитета по охоте и рыболовству. Артель старателей «Ойна» помогала горюче-смазочными материалами. На осуществление вылета воздушных судов затрачены огромные средства. Топлива практически не осталось. Если поиски будут продолжены, придется изыскивать дополнительные средства» - отметил Шолбан-оол Иргит.
Глава Тувы, внимательно выслушав коллег, согласился с тем, что за месяц поисков была проделана огромная работа. Он благодарен всем за самоотдачу и серьезный подход. «Но результата нет», - констатировал Шолбан Кара-оол.
Он отметил, что осень в Туве отличается тем, что она сухая, солнечная и долгая. И этим нужно пользоваться. Поэтому поисковую работу нужно продолжать до тех пор, пока это возможно. Глава республики подтвердил, что в финансовых ресурсах Тува ограничена. На это он обратил особое внимание представителей Росавиации. Сейчас на поиски пропавших людей задействованы средства резервного фонда республики, которые согласно действующему законодательству должны быть возмещены из федерального бюджета. Шолбан Кара-оол обратился к Вячеславу Сороговцу, чтобы эта бюрократическая работа была непременно проделана, потому что Туве предстоит пережить очередную суровую зиму.
Глава Тувы еще раз высказался за продление поисковой работы и заверил, что на приобретение топлива мобилизует финансовые средства. «Продолжайте работу, - обратился Шолбан Кара-оол к участникам заседания. – Понимаю, что не простая ситуация. Я разговаривал с коллегами-губернаторами, на территории которых происходили подобные ЧП. Они подтверждают, что в таких случаях наиболее эффективны наземные поисковые группы. Поэтому я принял решение официально объявить денежное вознаграждение для тех профессиональных охотников и егерей, которые смогут успешно поучаствовать в поисковой операции. Размер вознаграждения установил в размере 500 тысяч рублей. Решение о вознаграждении будет иметь силу в срок до 31 декабря 2014 года».
Глава Тувы не согласился с начальником ГУ МЧС по Республике Тыва Андреем Назаровым о временной приостановке работы наземных групп. Он указал на необходимость организации планомерной, последовательной и посменной работы. «Остановиться на какой-то период и снова возвращаться к поискам намного сложнее. Не нужно снимать с поисков сразу всех. Организуйте посменную работу, чтобы она проходила без надрыва. Установите график использования спецтехники», - обратился Шолбан Кара-оол. Также он заверил, что переговорит с руководством компании «Лунсин», чтобы на его базе была развернута хорошая база для спасательных групп, так как находиться в диких таежных условиях без специального лагеря очень сложно и неэффективно.
Что касается объявленного денежного вознаграждения в размере 500 тысяч рублей, то Глава Тувы Шолбан Кара-оол предупредил: в поиске должны участвовать профессиональные охотники-промысловики, их работа должна обязательно координироваться и проводиться по согласованию с МЧС. Решение о вознаграждении принято с целью активизировать тех, кто хорошо разбирается в таежной местности Тоджинского района.
Представители Росавиации обратили внимание на то, что возмещение расходов из федерального бюджета, которые понесла Республика Тыва в ходе поисковой операции, будет возможно только после официальной приостановки поисков в течение 60 дней после сдачи доказательной документации.
Шолбан Кара-оол, завершая работу штаба, еще раз поблагодарил всех за понимание и еще раз отметил важность продолжения поисков. Люди обеспокоены этим ЧП, есть и переживания родных и близких. Наземные группы должны формироваться из числа профессионалов не только Тоджи, но и других районов республики.
В ходе заседания были затронуты проблемы использования вертолетами специальных средств связи – маячков. Как отметил начальник Управления организации авиационно-космического поиска и спасания Росавиации Сергей Прусов, это общероссийская проблема и мы ее предложили внести в Доклад национальной безопасности. По его словам, эти маячки в большинстве случаев не срабатывают при авиакатастрофах. Такая же история была на Горном Алтае. Глава Тувы обсудил возможность использования других средств и поручил руководству Миндортранса Тувы изучить этот вопрос.
Со своей стороны и.о. начальника Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Вячеслав Сороговец выразил благодарность Главе Тувы за оценку проделанной работы и заверил, что работы по поиску будут продолжены.
Также Шолбан Кара-оол повстречался с родственниками членов экипажа. Он рассказал им о договоренностях, которые были достигнуты на штабе. Вместе с тем, он откровенно признался, что сейчас важно не наткнуться на очередное происшествие. Даже профессиональный спасатель, имея все средства техники, заблудился в тайге. Его нашли через два дня. Беседа длилась около 40 минут. Он с пониманием воспринял просьбу о привлечении к поискам сильного шамана и договорился, чтобы его взяли на борт. Шолбан Кара-оол попросил людей не падать духом, напомнив случаи, когда пропавшие в тайге люди находились живыми через несколько месяцев.
«Я ведь не раз летал с нашими летчиками. Знаю их. Сильные люди. Будем надеяться», - сказал глава республики.
Родственники поблагодарили Шолбана Кара-оола за сопереживание и оказываемую помощь. По их словам, всему виной стала плохая погода. Это она их придавила к земле. Ошибки экипажа не могло быть.
Теги: