Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти    

Глава Тувы призвал руководителей надзорных структур от карательных функций перейти к предупредительным. Свобода бизнеса.

Глава Тувы призвал руководителей надзорных структур от карательных функций перейти к предупредительным. Свобода бизнеса.
18.12.2015 19:09

Под руководством главы республики Шолбана Кара-оола состоялось расширенное заседание Совета по содействию развитию малого и среднего предпринимательства при Правительстве Тувы. Обсуждались вопросы совершенствования системы контроля и надзора в отношении предпринимателей. Участники встречи высказали претензии к надзорным структурам и внесли предложения по их устранению. Глава Тувы Шолбан Кара-оол изложил свое видение решения имеющихся проблем.

Стенограмма выступления Главы Тувы Шолбана Кара-оола:

-Уважаемые коллеги!

Перед началом нашего разговора хотел бы высказать несколько принципиальных моментов. Первый и главный – Президент России еще раз подтвердил приверженность политике, согласно которой основой любой деятельности является закон, и перед ним все должны быть равны: и власть, и бизнес, и граждане.

Второе, что хотел бы подчеркнуть особо, - это роль предпринимательства и адекватность отношения общества к нему. Давно пора уйти от старых стереотипов, будто бизнес – это непременно что-то плохое и грязное, а любой предприниматель – вор, обманщик и подлец. Сегодня все четко должны понимать, что предприниматель - это человек, который добровольно взял на себя часть обязанностей государства по обеспечению нормальной жизни граждан, при этом рискуя собственными деньгами и благополучием. Поэтому отношение государства к нему в лице надзорных органов должно быть партнерским. Не нужно видеть в бизнесе заведомого мошенника и преступника.

DSC_0225.jpg


Налоговая служба должна быть нацелена на то, чтобы учить людей вести бизнес, бухгалтерию и т.д. Не играть в бизнесом в кошки-мышки, не устраивать охоту на предпринимателей ради штрафов. К этому должны мы стремиться.

Еще один важный момент президентского послания – государство ни при каких обстоятельствах не должно мешать бизнесу. Наоборот: делать все, чтобы число людей, которые хотят открыть собственное дело, росло как можно быстрее. На сегодня это единственное действенное решение проблем безработицы, социальной напряженности и нагрузки на бюджет. Чем больше людей пойдет в бизнес, тем меньше будет иждивенцев, которые по всем параметрам могли бы кормить себя сами, но не делают этого, потому что привыкли к помощи государства.

И четвертое. Власть должна быть максимально публичной и открытой в формировании делового климата. Все ресурсы, которыми мы собираемся поддержать бизнес, должны быть на виду. Сюда относятся не только финансы, но и земельные, имущественные и другие преференции.

Конечно, все то, о чём я сказал, не ново. Новым должен быть подход к тем инструментам поддержки и развития предпринимательства, которые уже созданы государством. Пока эти инструменты не действуют так, как надо. Причин тому много. В каких-то случаях это прямое противодействие конкретных чиновников, где-то – просто формальное отношение.

Я считаю, что в Туве этого не должно быть. У нас и без бюрократии предпринимательству приходится нелегко. Среди таких трудностей – низкая транспортная доступность республики, энергодефицит, отсутствие крупных промышленных объектов, инфраструктуры, сложные географические и климатические условия, слабый экономический потенциал и многое другое.

DSC_0270.jpg

Поэтому мы любого, кто решил открыть в Туве бизнес, должны холить и лелеять, помогать ему вставать на ноги. При этом надо хорошо понимать, что открывать дело у нас и, к примеру, в Красноярском крае – две большие разницы. Условия абсолютно другие. Нашим предпринимателям во 100 крат тяжелее, хотя бы потому, что республика – одна из самых бедных, 24 % населения по официальной статистике относятся к тем, кто за чертой бедности. Вы представляете себе, насколько высоки предпринимательские риски при таких условиях?

· Очень важно не поддаваться настроениям, провоцирующим ухудшение инвестиционного климата. У нас, например, культивируется негативное отношение к инвесторам, которые набирают рабочую силу со стороны, вне республики. На Межегейской шахте, например, работают в основном кемеровчане. 

Но винить в том, что на ней работают приезжие, а не наши жители, надо не компанию, а только себя. Во-первых, мы оказались не готовы к работе на таких производствах, требующих квалифицированных кадров – маркшейдеров, проходчиков и т.д. У нас их попросту нет. Во-вторых, как показывает опыт, наши жители, даже когда их принимают на работу, очень часто показывают себя не с лучшей стороны - слабая трудовая дисциплина, могут загулять, а то и вовсе пропасть на несколько дней. Поэтому в таких случаях выход один – планомерно готовить кадры, грамотно и по-деловому работать с инвесторами, создавать такие условия, чтобы они поняли и признали: выгоднее нанимать местных специалистов, чем возить вахтовиков со всей России.


· Результаты опросов показывают, что предприниматели не видят каких-то качественных подвижек в деятельности контрольных надзорных структур. 13 федеральных контролирующих органов, 12 республиканских органов, 8 муниципальных образований, хотя некоторые муниципальные органы не вывесили планы проверок, но, тем не менее, проводят их. Порядка 40 надзорных органов, которые проводят проверки. По информации Прокуратуры РТ в первом полугодии 2015 года всеми органами проведено 2080 проверок, в том числе в отношении малого и среднего бизнеса 776 проверок и 379 внеплановых проверок».

DSC_0290.jpg


· Просьба к надзорным органам, в частности, к Роспотребнадзору - от карательных функций перейти к предупредительным. Неужели нельзя изменить порядок действий к нарушителям так, чтобы была четкая последовательность наказаний? Сначала – предупреждение, предписывающее устранить такие-то нарушения. Если не устранил – тогда уже штраф. Уверен, что это справедливо, поскольку многие предприниматели хотят работать по закону и готовы исправлять ваши замечания, тем более, что они помогают им сделать бизнес лучше, конкурентоспособнее. Об этом же, кстати, говорил и Президент, когда просил суды мягче относиться к тем, кто в первый раз нарушил закон. Другими словами, не всегда правильно - слепо следовать ведомственным инструкциям, они не подходят ко всем случаям жизни и имеют свойство устаревать. Часто бывает, что ошибки, за которые приходится платить предпринимателю, заложены в каких-то управленческих решениях, каким-нибудь некомпетентным чиновником. Значит, надо отматывать всю цепочку действий назад и искать первопричину, настоящего виновника, а не делать козлом отпущения бизнес. Мы на то и поставлены, чтобы замечать несоответствие законов реальной жизни и исправлять их, не дожидаясь, когда это сделает глава государства.

Право такое у нас есть, и механизмы тоже. Тот же институт уполномоченного по предпринимательству. У него есть полное право даже в тех случаях, когда предпринимателя отдали под суд, поставить под сомнение правомерность этих действий с учетом изменившихся обстоятельств. А обстоятельства эти, повторяю, очень серьезны. Сегодня в свободе предпринимательства заключается защита России от экономического кризиса. Поэтому не только бизнес-омбудсмен, но и каждый гражданин, включая тех, кто работает во власти и надзорных органах, может и должен обращаться во все инстанции, если видит ущемление этой свободы. Мы все обязаны осознать, что никто – ни Госдума, ни правительство, ни сам господь – за нас и лучше нас не защитят эту свободу.

DSC_0252.jpg

В связи с этим у меня большая просьба к прокуратуре республики, как органу, обладающему огромными полномочиями в защите прав предпринимателей. Не надо бояться принимать решения в пользу бизнеса, не надо стесняться признавать свои ошибки в этом плане. Наоборот: следует с охоты на предпринимателей переключиться на задачу, которую четко обозначил Президент Путин - избавление от чересчур ретивых надзирателей. При этом, еще раз напомню слова Владимира Владимировича, не от бумаг и инструкций надо отталкиваться, а от жизни.

Кроме того, при всем уважении к правоохранительным органам и прокуратуре, они – не последняя инстанция в защите предпринимательской свободы. Надо смелее пользоваться всем арсеналом средств, который есть в стране для этого.

· Внеплановые проверки – это самая большая головная боль бизнеса и источник коррупции. Закон вроде как не поощряет их проводить часто. Но мы-то знаем, что организовать такие проверки – не проблема. Думаю, комиссии при Правительстве Тувы надо взять под особый контроль эти самые внеплановые проверки. Каждую из них изучить на предмет пристрастности, объективности, соблюдения установленного порядка. 

Необходимо вести мониторинг участия надзорных органов в таких проверках – кто больше, кто меньше. Надеюсь, это поможет нашим уважаемым надзорникам избежать злоупотреблений внеплановыми проверками.

DSC_0235.jpg


· Сегодня государство кардинально меняет политику в сфере предпринимательства. Приняты беспрецедентные решения по замораживанию контрольно-надзорных функций по отношению к субъектам малого бизнеса. Вводятся налоговые каникулы для определенных видов предпринимательства, снижаются ставки налогов до символического 1 %. Эти свободы, я уверен, еще будут расширяться. 

Я рад, что они помогут нам укрепить экономику республики, которая держится пока исключительно на малом и среднем предпринимательстве.

Вместе с тем, хотел бы предупредить коллег из надзорных органов, что любое новшество – это всегда палка о двух концах. Нисколько не сомневаюсь, что предпринимательскими свободами, которые сегодня вводятся в России, воспользуются не только добропорядочные граждане. В предпринимательской среде, к сожалению, немало и «плохишей», у которых ни чести, ни совести. Я говорю прежде всего о разного сорта бутлегерах, торговцах суррогатами алкоголя, делающих деньги на спаивании людей.

На мой взгляд, пока российские законы, регулирующие алкогольный рынок, отстают от тех свобод, которые предложил для развития предпринимательства Президент. По крайней мере, не учитывают специфики таких регионов, как наша Тува. Поэтому нам надо быть готовым, что продавцы алкогольного контрафакта этим пробелом непременно воспользуются.

Случаи такие уже есть. В Пий-Хемском районе, например, одна бутлегерша подала в суд по факту ограничения продаж боярышника и выиграла дело. Федеральный закон, который не признает продукцию такого рода за алкоголь, оказался сильнее запретов, которые ввели у себя мы. Но мы-то прекрасно знаем, что этот так называемый аптечный продукт продается подобными торгашами как дешевый спирт. А что такое пьянство, вы знаете – это пьяные аварии, бытовые убийства, сотни погибших.

DSC_0261.jpg


Вот бы где надзорным органам нашим проявлять свою принципиальность. Не мне вас учить, как можно поставить на место таких вот предпринимателей, которые наживаются за счет здоровья, а то и гибели наших же земляков. У вас для этого достаточно полномочий. А лично мою позицию по отношению к проблеме алкоголизации населения вы хорошо знаете: я всегда был за то, чтобы стереть с лица земли торговые точки, в которых намеренно травят людей. Тем более, что по нашей настойчивости федеральное правительство уже готовит изменения в законы, которыми регионы будут наделены правом пресекать и запрещать всякую торговлю на виды спиртосодержацией продукции, не относящейся к пищевой группе. В начале 2016 года, надеюсь, они будут приняты. Но я прошу вас не сидеть сложа руки в ожидании спущенных сверху бумаг. Есть политическая поля руководства – и этого достаточно, чтобы действовать.

Такой же позиции я бы хотел от вас в вопросе борьбы с игорным бизнесом. Здесь ситуация вообще абсурдна – этот бизнес официально объявлен вне закона, есть все основания стереть его с лица земли, потому что он живет за счет обворовывания и без того нищих людей. Но игротеки, тем не менее, процветают! Чуть ли не на виду у всех работают. И мы знаем кто их «крышует», какие уголовники за ними стоят. Не хочу кого-то персонально обвинять, но ясно, что все это происходит при попустительстве, прежде всего, должностных лиц в погонах.

DSC_0304.jpg


· Что такое специфика Тувы в плане развития предпринимательства? Давайте возьмем проблему легализации бизнеса, борьбу с теневиками, с серыми зарплатами и т.д. Я прекрасно понимаю, насколько важна эта задача сегодня, когда бюджет страны не добирает огромные суммы. Но, с другой стороны, посмотрите, что собой представляет предпринимательство в Туве. По данным последней переписи бизнеса, в республики работало около 10 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства. Причем, около половины из них действуют неформально, т.е. без регистрации. Я подозреваю, что последняя цифра намного больше. Да, если мы всех их сегодня же, сию минуту выйти на свет и встать на налоговый учет, республика, конечно, получит какие-то поступления в бюджет. Но что дальше? А дальше многие из них попросту свернут свою деятельность, потому что большинство – это мелкие частники. Им бы спасибо надо сказать, что они сами себя кормят, одевают и обувают. 

Поэтому мы их не трогаем, чтобы не растоптать побеги инициативы, не ударить по рукам. Станут побогаче, наберут обороты – тогда сами придут в налоговую, потому что жизнь заставит понять, что в тени очень мало возможностей для роста.

DSC_0278.jpg

· Если взять туризм, то здесь по большому счету тоже некого кошмарить надзорными проверками. Какие могут быть в отрасли доходы, когда в год к нам приезжает не больше 70 тысяч человек. Причем, это данные 2014 года, когда к нам был наплыв гостей в связи с известным юбилеем. 

У нас и туристических компаний-то – один, два. Тем не менее, и их мы давим без разбору, невзирая ни на какие обстоятельства.

 На станции «Тайга», например, предприниматель, построивший базу, где могут отдыхающие погреться, чаю попить, получил от надзорного органа предупреждение – снести строение, потому что оно по параметрам не соответствует букве такой-то инструкции.

Честное слово, иногда кажется, что контролеры к нам с какой-то другой планеты прилетают, а не живут в Кызыле, не ездят на ту же «Тайгу» отдыхать. Давайте хотя бы вот так, с позиций выгод, оценивать целесообразность своих шагов. Ну, снесем мы эту несчастную базу. Во-первых, сами же себе испортим условия отдыха. 

Во-вторых, предпринимателя, который вложил в это дело немалые деньги, подрежем так, что он, может быть, и не захочет больше вообще бизнесом заниматься – закроет фирму. А у него уже рабочих человек 20, и все они в одночасье станут безработными. Стоит ли овчинка выделки? Или инструкция все равно главнее здравого смысла?

DSC_0314.jpg


· Очень хотелось бы, чтобы предприниматели побольше контактировали с такими институтами, как Торгово-промышленная палата, Фонд поддержки предпринимательства, уполномоченный по правам предпринимателей и другими. 

Это буферные организации, миссия которых – не допустить, чтобы государственная машина раздавила предпринимателя. Это организации, которые отношения между конкретным предпринимателем и властью выстраивают в рамках правового поля. Я кровно заинтересован в создании таких институтов, потому что они помогают цивилизованно свести интересы государства и бизнеса. Чем больше будет таких профессиональных сообществ – ассоциаций, союзов – тем цивилизованней будет процесс.

· Я понимаю, что предприниматели – народ с ярко выраженным «Я», люди самодостаточные и большие индивидуалисты. Зачем ему объединяться с кем-то, тем более, с конкурентами… Но здесь как раз тот случай, когда этот эгоцентризм стоит отбросить, потому что союз с коллегами по цеху способен как раз только укрепить конкурентоспособность каждого, а не подорвать. Я больше чем уверен: если бы предпринимательство как класс было сплоченным и создало институты представления своих общих интересов лет 10 назад, то перемены, которые инициировал Президент, могли произойти намного раньше, по воле самих предпринимателей, а не экономических трудностей. 

Теги: 

При использовании и перепечатке материалов ссылка на gov.tuva.ru обязательна