Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти    

Раздел II. Экономическое развитие




2.1. Оценка основных макроэкономических показателей. Создание благоприятного инвестиционного климата

По основным макроэкономическим показателям республика завершила 2022 год с позитивной динамикой. Индекс промышленного производства относительно 2021 г. составил 137,1 процента. Рост объемов промышленного производства в основном обеспечили организации по добыче полезных ископаемых (индекс производства – 147,6 процента).

В феврале 2022 г. после двухлетнего перерыва возобновило деятельность ООО «Межегейуголь». Увеличены объемы добычи угля и металлических руд (индекс производства – 122,3 процента). За год добыто более 1,4 млн. тонн каменного угля с ростом в 2,2 раза к уровню прошлого года.

В обрабатывающем производстве индекс составил 114,5 процента, рост обеспечен за счет увеличения производства текстильных изделий (выпуск постельного белья ОП «БТК групп»), прочей неметаллической минеральной продукции (производство ЖБИ ООО «Восток»), пищевых продуктов (переработка и консервирование мяса и мясной пищевой продукции).

Налоговые поступления от горнодобывающих компаний составили 3 млрд. 404,47 млн. рублей (2021 г. – 3 млрд. 388,84 млн.) в том числе в федеральный бюджет – 1 млрд. 949,98 млн. рублей, республиканский – 1 млрд. 71,22 млн. рублей.

В лесной промышленности задействованы 209 субъектов малого и среднего предпринимательства. Из них 15 юридических лиц и 194 индивидуальных предпринимателя. За 11 месяцев 2022 года переработано 67,6 тыс. куб. м древесины, или на 18,1 процента меньше уровня прошлого года. Причиной снижения объемов заготовки стали лесные пожары и ограничения доступа в леса.

Объем инвестиций.pngНа поддержку предприятий промышленности из федерального бюджета было выделено 108,9 млн. рублей. Из этих средств 11 предприятиям возмещена часть затрат на приобретение нового оборудования, в том числе по договорам лизинга. Кроме того, на 78,8 млн. рублей увеличен капитал регионального Фонда развития, через который оказывается помощь занятому в промышленности бизнесу.

Продолжалась работа по привлечению инвестиций в экономику республики и повышению их эффективности. Общий объем вложений в основной капитал, по предварительным данным, составит в 2022 году около 17,3 млрд. рублей, что на 18,5 процента выше объемов 2021 года и на 0,3 процентных пункта больше установленного республике федеральным правительством плана (106,4 процента) по приросту инвестиций. При этом доля частных инвестиций составила 8,2 млрд. рублей, или более половины портфеля.

В январе-сентябре объем инвестиций в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства) составил 8 млрд. 94,5 млн. рублей. Доля собственных средств республики в структуре инвестиций составила 18,8 процента (1 млрд. 522,8 млн. рублей), федеральных субсидий – 81,2 процента (6 млрд. 571,8 млн.). На каждый рубль вложений из республиканского бюджета привлечено 4,3 рубля федеральных средств. Крупными компаниями инвестировано 3 млрд. 749,3 млн. рублей (2020 г. – 10 млрд.).

Инвестиционный климат. В течение 2022 года подписаны соглашения о проектах с общим объемом инвестиций 1,1 млрд. рублей, в их рамках в республике будет создано не менее 154 новых рабочих мест.

Развитие производств – приоритет республики на 2023 год. Объем инвестиций в основной капитал планируется увеличить на 8,7 процента. Основные проекты связаны со строительством энергетической инфраструктуры для новых добывающих производств, созданием предприятий в обрабатывающей промышленности. Среди таких проектов – завод компонентов эмульсионных взрывчатых веществ для горнодобывающих компаний, завод по сборке вездеходов, агропромышленный парк со складами, швейная фабрика, цеха первичной обработки шерсти, изготовления мебели, логистический терминал на границе, линия по переработке изношенных шин.

Значительный прирост инвестиций в основной капитал ожидается от дальнейшего освоения минерально-сырьевой базы. В планах продолжение строительства Межегейского угольного комплекса и шахты ООО «Лунсин», строительство ГОК на Ак-Сугском, Кызык-Чадрском, Кара-Бельдирском и Тастыгском месторождениях.

Большие средства привлечены в проекты комплексного жилищного строительства – это микрорайоны «Правобережный», «Радиостанция», «Юбилейный», «Спутник», «Иркутская».

Инвесторы готовы вкладываться в развитие туристической инфраструктуры – создание сети глэмпингов на базе озер Чагытай, Дус-Холь, Билелиг, строительство логистических центров в Каа-Хемском и Дзун-Хемчиском районах, горнолыжного комплекса «Тайга».

Национальный рейтинг инвестиционного состояния. Несколько лет подряд республика целенаправленно и плодотворно работает над упрощением процедур для бизнеса и созданием комфортного инвестиционного климата. Достигнуты следующие результаты:

- сокращено время технологического присоединения к электросетям со 137 до 80 дней и количество процедур – до 4;

- сокращено среднее время получения разрешения на строительство с 268 рабочих дней до 91;

- сокращено среднее время регистрации прав собственности с 10 до 4 рабочих дней;

- сокращено среднее время постановки на кадастровый учет с 51 до 4 рабочих дней;

- среднее время государственной регистрации юридических лиц занимает не более 3 рабочих дней со дня подачи заявления.

По результатам 2022 г. республика занимает 20 место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Позитивно оценивают федеральные эксперты выстроенную в республике систему поддержки предпринимательства, работу по снижению административного давления на бизнес, организацию прямой связи инвесторов с руководством региона.

Республика была включена федеральным правительством в перечень «пилотных» регионов, внедряющих Региональный инвестиционный стандарт – систему поддержки новых инвестиционных проектов бизнеса через льготы по налогу на прибыль. За успешное внедрение и соблюдение стандарта Тува получила возможность компенсировать за счет федеральной поддержки выпадающие доходы республиканского бюджета.


2.2. Реализация Индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Тыва на 2020-2024 годы в 2022 году

На реализацию Индивидуальной программы социально-экономического развития (далее – Индивидуальная программа) республике ежегодно выделяется из федерального бюджета 1 млрд. рублей. В 2022 году финансирование программы составило 1 млрд. 21,29 млн. рублей, или 99,6 процента от лимита – 1 млрд. 25,7 млн.

Выполнена большая часть намеченных на 2022 год мероприятий. Утверждены схема и программа перспективного развития электроэнергетики республики на 5-летний период, реконструируется воздушный пункт пропуска в аэропорту г. Кызыла и автомобильный пункт пропуска Хандагайты – Боршоо (срок завершения – в декабре 2023 г.). Разработано ТЭО особой экономической зоны «Хандагайты».

Проводятся масштабные работы по модернизации и созданию производств кирпича и железобетонных изделий. В 2022 году изготовлено более 4 млн. шт. кирпича, 54,7 тыс. куб. м железобетонных изделий. Создан лесоперерабатывающий комплекс, заготовлено 13,4 тыс. куб. м древесины. Поддержано производство инертных материалов (щебень, песок, отсев).

Строительство наружных инженерных сетей на средства Индивидуальной программы позволило ввести 15 многоквартирных домов общей площадью 30,04 тыс. кв. м, в которых получили квартиры 252 детей-сирот и 404 семей (1034 человек), переселенных из аварийного жилья.

Запущено 2 мельничных предприятия, модернизирован комплекс по переработке дикоросов, возводится первая типовая ферма на 100 голов (на базе СПК «Хунду»), приобретается поголовье скота, обновляется парк сельскохозяйственной техники. Увеличили посевные площади на 26 процентов – до 18,16 тыс. га. Но в 2022 году из-за засухи урожай был меньше уровня 2021 года.

Определен инвестор на строительство цеха первичной обработки шерсти, в настоящее время завершены проектные работы.

Реализуются проекты в сфере туризма. На горнолыжном комплексе «Тайга» установлен бугельный подъемник. Электрифицированы зоны размещения баз отдыха на озерах Дус-Холь и Чагытай, ведется строительство санаторно-курортного и оздоровительного комплекса «Чедер».

Разработана проектно-сметная документация по строительству социальных объектов, включенных в Индивидуальную программу. Среди них – малокомплектная школа с детским садом, детский противотуберкулезный лечебно-оздоровительный комплекс «Сосновый бор» в с. Балгазын.

В результате реализации Индивидуальной программы в 2022 году создано 335 новых рабочих мест, привлечено 3,156 млрд. рублей внебюджетных инвестиций.


2.3. Развитие предпринимательства

Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, на начало 2022 года составляла 20 133 человека. За год она увеличилась до 25 919 человек.

Динамика и структура показателя.png

По приросту численности занятых в сфере МСП граждан (+40%) Тува вышла на 2 место среди регионов СФО после Республики Алтай (+47). За четыре последних года количество работающих в малом и среднем бизнесе республики увеличилось на 77 процентов.

Рост произошел за счет увеличения числа самозанятых, благодаря комфортным условиям для бизнеса, предоставлению финансовой и нефинансовой поддержки. В республике для такой помощи создан центр «Мой бизнес», где начинающих предпринимателей консультируют по вопросам ведения собственного дела, от бухгалтерского учета до участия в электронных торгах. Центром предоставляются также микрозаймы и поручительства на льготных условиях.

С подъемом предпринимательской деятельности выросли доходы бюджета от налогов, уплачиваемых субъектами МСП и самозанятыми. В 2022 году поступления составили 528,4 млн. рублей с ростом к уровню 2021 года (358,675 млн.) на 169,7 млн. рублей или 47,3 процента.


2.4. Агропромышленный комплекс. Обеспечение ветеринарного благополучия

Сельское хозяйство – базовая отрасль экономики республики, определяющая жизненный уклад половины всего населения региона, или 150,7 тыс. человек.

Валовая продукция сельского хозяйства оценивается в сумме 8,4 млрд. рублей со снижением на 4,1 процента к уровню 2021 года. Спад производства обусловлен засухой, приведшей к гибели значительной части посевов и снижению урожайности зерновых культур.

На 1 января 2023 г. в хозяйствах всех категорий поголовье крупного рогатого скота составило 201,1 тыс. голов, с ростом на 6,9 процента к уровню 2021 года. Овец и коз насчитывается 1 млн. 171 тыс. (снижение на 4 процента), лошадей – 99,5 тыс. (рост на 7,6 процента), верблюдов – 264 (рост на 4,8 процента), оленей – 1,44 тыс. (снижение на 34 процента), свиней – 11 тыс. (рост на 13,3 процента).

В Сибирском федеральном округе республика лидирует по численности овец, основной массив которых составляют овцы тувинской короткожирнохвостой породы. Тува – один из немногих регионов, где сохранили и продолжают разводить коз советской шерстной породы, схожей с ангорскими пуховыми козами. Тувинские животноводы вывели помесь советской и дагестанской пород, которая отличается большей живой массой и энергией роста.

С 2022 года удалось наладить сбыт шерсти для животноводческих хозяйств. Инвестором выступило ООО «Сергеихинский текстиль», открывшее в 8 районах республики и г. Кызыле сеть пунктов приема шерсти.

Развивается племенная отрасль животноводства, в которой сегодня работает 34 хозяйства. На сегодня ими получены свидетельства на регистрацию в Государственном племенном регистре 45 племенных стад, 18 из которых сформированы из тувинских короткожирнохвостых овец, 2 – коз советской шерстной породы, 7 – яков, 16 – тувинских лошадей, 1 – оленей эвенкийской породы, 1 – алтае-саянских маралов.

Племенными хозяйствами МУП «Адарган», СППК «Бай-Хол», КФХ Куулар С.Ю. и КФХ Донгак К-К.Н. поставлено хозяйствам Республики Бурятия 175 баранов-производителей.

В 2022 году в республике создана Служба ветеринарии. С первых шагов службе пришлось решать серьезные задачи. Ее усилиями ликвидированы, в частности, очаги заразного узелкового дерматита крупного рогатого скота – сложной инфекции, которая ранее на территории республики не регистрировалась. В результате принятых службой мер с 16 до 6 сократилось количество очагов бруцеллеза, упорядочена работа по сбору и утилизации биологических отходов, проверено состояние скотомогильников, в том числе сибиреязвенных, на соответствие требованиям безопасности.

В 2022 году Тувинская ветеринарная лаборатория получила аккредитацию в национальной системе аккредитации. Теперь животноводам не нужно выезжать в другие регионы, чтобы получить заключения о наличии или об отсутствии у скота опасных инфекций и подтвердить чистоту продукции. Работа по расширению экспертных компетенций продолжается: в 2023 году планируется получить аккредитацию на исследования заболеваний ящуром, что значительно упростит тувинским фермерам вывоз скота и продукции животноводства на рынки других регионов.

Приоритетная задача в сфере ветеринарии – организация системы учета и идентификации сельскохозяйственных животных, создание единого реестра привитых и обработанных животных в федеральной информационной системе «ХОРРИОТ».

Минувший год был отмечен победами животноводов республики на Сибирско-Дальневосточной выставке овец и коз. Главный приз выставки – автомобиль «Нива» – присужден СПК «Бай-Хол». Среди козоводческих хозяйств победу одержал Монгун-Тайгинский СПК «Сайзырал», которому вручен сертификат на 200 тыс. рублей.

В 2022 году принято решение завершить проект «Кыштаг», стартовавший в 2016 году. Проект будет закрыт в 2023 году после передачи скота участникам, отобранным в финальном конкурсном туре. 50 хозяйств, показавших наилучшие производственные результаты, обеспечены комплектами солнечных батарей, еще 21 участнику были возмещены расходы на бурение водозаборных скважин.

Молочная отрасль республики насчитывает 13 малых молокоперерабатывающих цехов, которые производят до 15 видов молочной продукции: молоко питьевое, кефир, ряженка, снежок, йогурт, тарак, хойтпак, сливки пастеризованные, сыр, сметана, творог, мороженное, масло сливочное, топленное.

За год переработано 2 228,6 тонн сырого молока, что на 14,4 процента больше объема 2021 года.

В производстве сырого молока 88 процентов приходится на хозяйства населения, 8 – доля сельхозпредприятий, 4 – фермеров.

На уровне прошлого года сохранилось производство мясных полуфабрикатов, напитков безалкогольных, а также хлебобулочных изделий недлительного хранения.

Произведенная в республике пищевая продукция была отмечена на Всероссийском конкурсе «100 лучших товаров России». Звания лауреата удостоился чайный растворимый напиток «Ава шайы» от ООО «Центр по производству национальной продукции» и мясная продукция от ГУП «Моген-Бурен».

Консервы из мяса яка сельхозкооператива «Арзайты» и «Далган» сельхозкооператива «Оргаадай» стали дипломантами конкурса.

В Монгун-Тайгинском районе введен в эксплуатацию убойный цех с переработкой мощностью 15 голов крупного и 50 голов мелкого рогатого скота в смену. СППК «Арзайты» открыл производство рыбных консервов.

В декабре 2022 года заработал цех по переработке конины на базе сельскохозяйственного рынка «Правобережный». В настоящее время цех производит колбасные изделия, полуфабрикаты и в том числе деликатес кочевой кухни – колбасу «казы».

Для обслуживания животноводческих хозяйств, расположенных далеко от площадок промышленного забоя скота, приобретен передвижной убойный цех «Комман» стоимостью 44,9 млн. рублей.

Общая площадь сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий составляла в 2022 году 56,2 тыс. гектаров (на 6,1 процента больше, чем в 2021 г.). В структуре посевов зерновые занимали 18,06 тыс. га, корма - 32,4 тыс. га, картофель и овощи – соответственно 1,85 тыс. и 0,32 тыс. га.

Валовой сбор овощей в хозяйствах всех категорий увеличился на 4,9 процента по сравнению с предыдущим годом, картофеля – уменьшился на 5,4 процента. Наибольшая часть овощей выращена в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей (62,0 процента), картофеля – в хозяйствах населения (65,9 процента).

Урожайность картофеля в хозяйствах всех категорий составила 102,9 центнера с одного гектара убранной площади (в 2021 г. – 108,4 центнера), овощей открытого грунта, включая закрытый грунт по хозяйствам населения – 161,6 центнера (в 2021 г. – 133,4 центнера).

Средняя урожайность зерновых составила 11 центнеров с га, что на 6,6 центнера ниже показателя 2021 года (17,6). Основным фактором снижения урожайности стала засуха, пришедшаяся по времени на критическую фазу роста и развития растений.

Вызванная засухой ЧС, несмотря на все минусы, может способствовать развитию агрострахования в республике. В 2022 году впервые хозяйству из Пий-Хемского района была выплачена по договору страхования компенсация за гибель урожая.

В минувшем году республика расширила облепиховые плантации – заложены сады на территориях Каа-Хемского и Барун-Хемчикского районов общей площадью 7,5 гектара.

Продолжается работа по возрождению машинно-тракторных станций, задача которых – помогать сельскому бизнесу. В 2022 году для МТС «Центральная» приобретено 39 единиц сельскохозяйственной техники (2021 г. – 15 ед.).

Благодаря соглашению между правительством республики и АО «Росагролизинг» 6 аграриев заключили договоры на приобретение 13 единиц техники (грузовики «КамАЗ», прицепы, пресс-подборщики, трактора) на общую сумму 55,1 млн. рублей.

За счет федеральных средств в республике впервые проведены кадастровые работы на землях, предназначенных под сельское хозяйство. В Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о 405 участках земель сельскохозяйственного назначения общей площадью более 126 тыс. га.

В рамках программы «Комплексное развитие сельских территорий» реализованы несколько проектов по благоустройству поселений. Пробурено 5 водозаборных скважин, обеспечивающих жителей чистой питьевой водой – три в Кызылском районе, две – в Монгун-Тайгинском. Возведена стела на въезде в Пий-Хемский район. В с. Хандагайты на одной из главных улиц установлено освещение. В Сут-Хольском районе обновили фасад здания районной администрации. Новое жилье получили 45 сельских семей.

 

2.5. Развитие строительного комплекса

В отчетном году в республике было выполнено строительных работ на 7,559 млрд. рублей, или 76,5 процента к объему 2021 года. Они велись одновременно на 913 объектах, из которых 683 уже введены в эксплуатацию, остальные будут завершены в 2023 году.

Ритмичную работу строителей в немалой степени обеспечило своевременное проведение конкурсов по выбору подрядных организаций, увеличение авансирования до 90 процентов и компенсация застройщикам дополнительных расходов, вызванных удорожанием цен на строительные материалы.

На 2023 год объем строительно-монтажных работ запланирован на уровне 12,1 млрд. рублей, в том числе 1,6 млрд. на строительство дорог. С учетом авансированных в 2022 году контрактов он составит не менее 13 млрд. рублей – с ростом на 70 процентов к 2022 году.

По состоянию на 1 января 2023 г. в республике зарегистрирована 301 действующая строительная организация. Среднегодовая численность работников – 1,3 тыс. человек. Их среднемесячная номинальная заработная плата составила 47 145 рублей.

За год построено 139,7 тыс. кв. м жилья (в том числе многоквартирных домов – 18,8 тыс. кв. м, индивидуального жилья – 120,9 тыс. кв. м). План ввода жилья перевыполнен на 25,8 процента.

Ввод жилья.png

Обеспеченность жильем по итогам 2022 года составила 14,8 кв. м на одного жителя – на 1,8 процента больше уровня 2021 года.

Жилищные условия улучшили 8319 семей – на 62,4 процента больше, чем планировалось. Более 487 семей построили себе дома самостоятельно.

Объемы жилищного строительства растут главным образом за счет участия республики в федеральных программах – по расселению аварийного жилья, обеспечению жильем детей-сирот, молодых семей и специалистов, льгот по ипотеке.

Строить много и быстро республике мешало отсутствие средств на прокладку инженерной инфраструктуры. Проблему финансирования удалось решить в рамках Индивидуальной программы социально-экономического развития республики. Сегодня республика имеет возможность планировать и вести застройку не домами, а кварталами и даже микрорайонами.

В настоящее время разработаны проекты 8 таких жилых комплексов. Это 452 дома, из которых 295 – многоквартирные общей площадью 601,9 тыс. кв. м, 130 – таунхаусы на 60,8 тыс. кв. м и 27 – индивидуальные на 7,4 тыс. кв. м.

Кроме того, для каждого комплекса предусмотрена своя социальная инфраструктура. В них планируется построить 7 общеобразовательных школ, 14 детских садов, 6 домов культуры, 6 торговых центров, 3 поликлиники, 10 спортивных сооружений, легкоатлетический манеж, комплекс бань, автошколу.

Работа над некоторыми из этих проектов уже стартовала. Стройка ведется в микрорайонах «Спутник», «Полигонный», «Иркутский», «Монгун» г. Кызыла, а также по ул. Юбилейная и Первомайская в с. Хову-Аксы.

Запустить столь масштабное строительство помогла возможность использования инфраструктурных бюджетных кредитов, предоставляемая регионам в качестве бонуса за создание благоприятного инвестиционного климата. Первый такой кредит почти на миллиард рублей республика получила в 2022 году, внедрив новый инвестиционный стандарт. За счет кредита оплачены самые дорогостоящие работы в рамках 9 жилищных проектов – по строительству инженерной инфраструктуры, стоимость которой превышает 60 процентов всех затрат застройщика.

Вышеперечисленные механизмы дали толчок развитию инвестиционного строительства в республике, а также росту ипотечного кредитования в рамках проектного финансирования.

За 2022 г. в республике выдано 4 177 ипотечных кредитов на общую сумму 12 млрд. 326 млн. рублей. Причем количество займов на покупку первичного жилья выросло почти в 3 раза – до 710, а их доля составляет сегодня более трети выданной ипотеки.

Востребованность ипотеки в республике выросла и за счет льготных программ. В настоящее время их две – льготная и семейная ипотека. Средняя ставка по льготной ипотеке составляет 5,91 процента, по семейной – 5,55 процента. Кредитов по льготной ставке за минувший год выдано в 6 раз больше – 79 на сумму 265,2 млн. рублей. Число участников семейной ипотеки также выросло – в 2,8 раза, до 141 человека, их общий заём составил 520,3 млн. рублей.

Успешно реализуется в республике программа обеспечения жильем молодых семей. Благодаря ей с 2017 по 2022 гг. получить социальные выплаты на улучшение жилищных условий смогли 13176 семей, в том числе 161 семья – в 2022 году.

Из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2022 году жильем были обеспечены 199 человек, еще 232 квартиры будет построено и сдано по этой программе в 2023 году.

На 2013-2022 годы было запланировано переселение 2 214 семей из 215 аварийных домов общей площадью 82,271 тыс. кв. м. На сегодняшний день эти обязательства выполнены в полном объеме – все эти семьи получили безопасное и новое жилье. Всего за 2014-2022 годы по программе расселения аварийного жилья было построено 54 многоквартирных дома в пяти муниципальных образованиях.

Капитальный ремонт общего имущества проведен в минувшем году в 32 многоквартирных домах.

С 2017 года республика участвует в федеральном проекте «Формирование комфортной городской среды». В 2022 году в его рамках было намечено благоустройство 26 объектов, все работы выполнены в полном объеме. Причем проект «Парк кочевников Центра Азии», представленный г. Шагонаром, стал победителем Всероссийского конкурса и получил грант в размере 70 млн. рублей.

Проектом «Чистая вода» в республике с 2019 по 2024 гг. предусмотрены реконструкция и строительство 6 объектов питьевого водоснабжения в 5 муниципальных образованиях. Общая сумма финансирования - более 1,8 млрд. рублей. Реконструкция водозабора в с. Хову-Аксы началась в 2020 году, ввод перенесен на 2023 год в связи с корректировкой проектно-сметной документации. В 2022 году завершена реконструкция водозабора г. Шагонара.

Программа позволит улучшить качество питьевой воды из систем централизованного водоснабжения для 40 тыс. человек. Доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, к 2024 году увеличится с 24,5 до 47,6 процента.

В 2022 году завершено строительство (капитальный ремонт, реконструкция) на 683 социально значимых объектах. В их числе 574 – это жилье детей-сирот и переселенцев из аварийного жилья, 27 школ, 5 детсадов, 6 сельских домов культуры, 3 детские школы искусств, 9 ФАПов, 4 врачебные амбулатории, 4 межмуниципальных медицинских центра и районные больницы, 2 дома для участковых уполномоченных полиции, а также дом-интернат для ветеранов и инвалидов в с. Хайыракан.

  

2.6. Развитие жилищно-коммунального комплекса

Жилищный фонд республики на 1 января 2023 г. составил 5005,9 тыс. кв. м, из которых 1182,1 тыс. кв. м имеют износ свыше 65 процентов. Средний уровень обеспеченности жильем – 14,8 кв. м на душу населения или 82 процента от нормы (18 кв. м) и 53 процента от уровня среднероссийской обеспеченности (27,7 кв. м).

В сфере ЖКХ осуществляют деятельность 52 организации, 9 из которых обслуживают 13 малых котельных, 6 – водозаборы, 37 – многоквартирные дома.

Физический износ объектов коммунальной инфраструктуры составляет в сред­нем 77 процентов. Требуют немедленной перекладки около 50 процентов теплопроводов, 45 процентов сетей водоснабжения и 60 процентов – канализации.

К отопительному периоду 2022/23 года на объектах ЖКХ проведены ремонт­ные работы на 58,69 млн. рублей. Модернизировано оборудование 3 малых котельных в Барун-Хемчикском, Тандинском и Пий-Хемском районах, насосное оборудование на 3 водоканалах в Чаа-Хольском районе и гг. Чадане и Ак-Довураке.

Выполнен капитальный ремонт 1100 м тепловых сетей 4 учреждений здравоохранения – Чаа-Хольской и Пий-Хемской районных больниц, Улуг-Хемского и Барун-Хемчикского межмуниципальных медицинских центров.

Правильная работа с отходами важна как для нового облика Тувы, так и для экологии. Сбор и вывоз твердых коммунальных отходов осуществляет ГУП «Транспортный сервис и проект», которому присвоен статус регионального оператора. Предприятию на условиях лизинга передано 55 единиц современной коммунальной техники. За 2022 год им вывезено с территорий населенных пунктов 55 тыс. тонн отходов.

Кроме того, началась работа по ликвидации несанкционированных свалок, которых в республике насчитывается 124 с общим объемом мусора более 3,3 млн. куб. м. В 2022 году оператором ликвидировано 15 таких свалок, объем вывезенного мусора составил почти 600 тыс. куб. м. В 2023 году работа будет продолжена.

За минувший год в населенных пунктах республики было установлено 776 бункеров-накопителей для сбора мусора объемом 8 куб. м, в том числе в г. Кызыле – 460, Кызылском районе – 200, Дзун-Хемчикском – 12, Тандинском – 20, Каа-Хемском – 32, Пий-Хемском – 20, Тес-Хемском – 10, Эрзинском районах – 12.

Продолжается строительство сети складов для обеспечения населения углем. В 2022 году такие склады открыты в г. Кызыле, Бай-Тайгинском, Барун-Хемчикском, Монгун-Тайгинском, Тес-Хемском, Тандинском, Овюрском, Эрзинском районах.

2.7. Развитие дорожно-транспортной инфраструктуры

Дорожно-транспортный комплекс республики – это 30 предприятий, в которых трудятся более 2,4 тыс. человек. Ими в 2022 году отремонтировано и реконструировано 92,7 км автомобильных дорог. Работы велись во всех 19 муниципальных образованиях республики на 73 участках общей протяженностью 98,68 км. В рамках губернаторского проекта «Народный мост» за год было построено 14 мостов через малые реки, обеспечивающих доступность отдаленных чабанских стоянок. За время реализации проекта построен 31 такой мост.

Введен в эксплуатацию также мост через р. Большой Енисей, благодаря которому появилось круглогодичное транспортное сообщение с Тоджинским районом. Проведен ремонт подъездных дорог к сс. Кара-Хаак, Хову-Аксы, Сарыг-Сеп, Бай-Хаак, начались работы на дороге к озеру Чагытай.

В Кызыле отремонтировано 11 км уличной дорожной сети, включая главную улицу мкрн. Вавилинский затон, установлено уличное освещение на 15,8 км внутригородских дорог, обустроено 460 м тротуаров и 21 автопарковка общей площадью более 3,8 тыс. кв. м.

Начался ремонт межмуниципальных автомобильных дорог Самагалтай – Ак-Чыраа – Хандагайты, Мугур-Аксы – Кызыл-Хая. Работа будет вестись поэтапно в течение 5 лет.

Благодаря высоким темпам строительства республика выполнила все основные целевые показатели. Удельный вес автодорог нормативного состояния в общей протяженности региональных дорог составил 49,45 процента при плане 48,51. Задание по качеству уличной сети также перевыполнено – доля внутригородских дорог, соответствующих стандартам, увеличена до 69,52 процента вместо 68,29 по плану. В целом по республике за год приведено в нормативное состояние 30,1 км автодорог.

За 2022 год в дорожно-транспортный комплекс республики было привлечено в общей сложности 3 млрд. 231,9 млн. рублей (2021 г. – 3 314,3 млн. рублей), из них 2 млрд. 459,5 млн. рублей – на развитие дорожной отрасли, 574,9 млн. – транспорта, 197,5 млн. – на обеспечение безопасности дорожного движения.

Воздушный транспорт. В 2022 г. на межрегиональных авиарейсах перевезено 91 227 пассажиров, или на 2 421 пассажира больше, чем годом ранее.

Благодаря увеличению объёмов федеральной субсидии до 136 млн. рублей (2021 г. – 109,6 млн.) удалось не только сохранить существовавшие маршруты межрегиональных авиаперевозок, но и увеличить частоту рейсов в Москву до 5 раз в неделю летом и до 3 зимой, а также открыть новое направление – на Улан-Удэ.

На местных воздушных линиях за год перевезено 1 927 пассажиров (2021 г. – 2 217), из них 1 252 – в Кунгуртуг и обратно (2021 г. – 1 729), в Северный Аржаан и обратно – 619 пассажиров (2021 г. – 280), в Чойган-Холь и обратно – 56 (2021 год – 54). Снижение пассажиропотока на маршруте Кызыл – Кунгуртуг связано с переходом от практики формирования рейсов по заявкам пассажиров к вылетам по расписанию.

Федеральное казенное предприятие «Аэропорт Кызыл» за 2022 год приняло и обслужило 3340 воздушных судов, 91 227 пассажиров, 266,42 тонн грузов и почтовых отправлений.

Важным этапом в развитии транспортной инфраструктуры республики стало начало работ по обустройству воздушного пункта пропуска в аэропорту Кызыл (далее – ВПП). К середине 2023 года планируется завершить 1 этап, на котором внутренние помещения аэропорта приспособят для размещения ВПП. Затем специалисты приступят к техническому оснащению пункта, по завершении которого в декабре он будет готов к вводу в эксплуатацию.

Автомобильный транспорт является основой транспортной системы республики. В 2022 году приобретены 36 автобусов для перевозки пассажиров. С их помощью были возобновлены регулярные перевозки между столицей республики и районами. Пока это 3 направления – Ак-Довурак, Эрзин и Хандагайты.

Большая часть автобусов использована для повышения качества и расширения маршрутной сети перевозок внутри Кызылской агломерации. В частности, к существующим маршрутам добавились 3 новых: № 105 (пгт. Каа-Хем – аэропорт г. Кызыл), № 106 (Правый берег – ТЭЦ) и № 104 (Студгородок – пгт. Каа-Хем).

В 2022 г. автобусами по маршрутам регулярных перевозок перевезено 11,6 млн. пассажиров, что на 16,7 процента больше уровня 2021 года. Общий пассажирооборот увеличился на 17,5 процента и составил 230,6 млн. пассажиро-километров.

В сфере грузоперевозок 2022 год отличался сокращением количества грузов, перевезенных транспортными организациями республики, – объемы уменьшились на 12 процентов, до 3,1 млн. тонн. Вместе с тем грузооборот, напротив, вырос на 33,9 процента и составил 66 млн. тонно-километров, что свидетельствует об увеличении дальности перевозок.

Вопросы безопасности дорожного движения являются базовыми на всех стадиях работ, связанных с проектированием, строительством и эксплуатацией автомобильных дорог. Они решаются в рамках специальной программы по приведению в нормативное состояние улично-дорожной сети внутри городов и поселений. В 2022 году в соответствии с этой программой в республике было установлено 1543,14 пог. м барьерных ограждений, 8539 пог. м пешеходных ограждений, 566 дорожных знаков, 1097 пог. м искусственного освещения, 26 сигнальных столбиков, 9 светофоров, нанесено 13768,67 пог. м дорожной разметки, обустроено 7900 пог. м тротуаров и 8 остановочных пунктов.

Улучшение качества дорог в сочетании с техническими средства организации дорожного движения напрямую влияют на сокращение количества ДТП. В 2022 году их было зарегистрировано 405 со снижением на 14,6 процента. Уменьшилось и количество погибших в ДТП – на 27 процентов (со 111 до 81), а также раненых – на 5,9 процента (с 693 до 652). С участием детей произошло 70 автоаварий – на 8,2 процента меньше.

Сегодня одной из объективных причин роста ДТП становятся не столько плохие дороги или недостаток технических средств, обеспечивающих порядок на них, сколько увеличение количества транспорта и высокая интенсивность движения. Только за последние три года количество автомобилей в республике увеличилось более чем на 3,2 тыс. единиц.


2.8. Обеспечение энергетической безопасности

Предприятия топливно-энергетического комплекса обеспечивают потребителей республики энергоресурсами, включая уголь, на отопление в зимний период. В 2022 году ими отгружено продукции на 10 млрд. 836 млн. рублей, что на 3 млрд. 473,5 млн. рублей или на 31 процент больше уровня 2021 года.

Рост в основном обеспечен угледобывающими предприятиями. В частности, в 2022 году возобновило работу ООО «Межегейуголь», объемы добычи которого составили 558 тыс. тонн угля.

Добыча каменного угля.png

Прорывное значение для развития региональной энергосистемы имеет комплексный план энергоснабжения республики, реализация которого началась в 2022 году. План предусматривает строительство дополнительной высоковольтной линии электропередачи от опорной подстанции «Шушенская» до Турана с ответвлениями в сторону трех инвестиционных площадок.

В их числе действующий ГОК ООО «Лунсин», а также запланированные к строительству комбинаты на Ак-Сугском медно-порфировом и Кара-Бельдирском золоторудном месторождениях. Попутно будут электрифицированы несколько труднодоступных поселений Пий-Хемского, Тоджинского и Каа-Хемского районов, которые сегодня обеспечиваются электроэнергией от автономных генераторов.

Новую ЛЭП из тайги доведут до столицы республики – г. Кызыла, чтобы закольцевать с магистральными электросетями. Общая мощность регионального электроэнергетического комплекса с линией «Шушенская опорная – Туран – Мерген» увеличится на 40 МВт, которые устраняют проблему дефицита электроэнергии и дают возможность республике активно строить гражданские и промышленные объекты.

Энергообеспечение.png

В рамках подготовки объектов ТЭК, ЖКХ и социальной сферы к зиме выполнены капитальный и текущий ремонт котельного оборудования и электросетевого хозяйства республики. Отремонтировано 5 котлоагрегатов и 75 трансформаторных подстанций. Проведена замена на СИП-кабель проводов устаревшего типа на воздушных линиях электропередачи напряжением 0,4-10 кВ общей протяженностью 61 км, 1020 изоляторов и 2 км ветхих теплосетей. Установлено 684 железобетонных мачты вместо деревянных опор.

Паспорта готовности к отопительному периоду 2022/23 года получили все 11 муниципальных образований республики, подлежащих оценке. Зиму объекты жизнеобеспечения проходят в штатном режиме, без сбоев и серьезных инцидентов.

Кроме того, решен целый ряд проблем, которые ставились жителями республики из года в год. Так, электрифицированы базы отдыха на озерах Дус-Холь и Чагытай. Реконструирована воздушная линия электропередачи 0,4-10 кВ в с. Сизим, что позволило подключить к сети новый детский сад и повысить надежность электроснабжения 12 тыс. человек.

В котельной с. Хову-Аксы установлен новый котел на 6,5 Гкал/ч и дополнительный теплообменник. Благодаря увеличению мощности, к тепловой сети подключены 7 многоквартирных домов. В г. Кызыле выросшие мощности ТЭЦ тоже дали возможность подключить к городской тепломагистрали 7 многоквартирных домов, 2 детсада, дом культуры и несколько магазинов, а 3 котельные, от которых они получали тепло, закрыть.

В очередной раз проведена модернизация автономных электростанций в поселениях, не имеющих доступа к единой электрической сети. В с. Тоора-Хем установлена автономная гибридная энергоустановка мощностью (АГЭУ) 1000 кВт. Другие населенные пункты Тоджи, а также Монгун-Тайгинский район получили 7 новых дизельных генератора мощностью 500 кВт каждый. В с. Кунгуртуг дополнительно установлены 2 дизельные установки по 200 кВт, которые позволили электрифицировать новый детский сад.


2.9. Тарифная политика

Целью тарифного регулирования является соблюдение баланса интересов потребителей и производителей услуг, а через это – обеспечение нормальной работы и развития ресурсоснабжающих предприятий.

Для ограничения роста тарифов введено регулирование совокупного платежа граждан за коммунальные услуги, приняты индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

В ноябре 2022 г. Правительство Российской Федерации перенесло индексацию тарифов за коммунальные услуги для населения с 1 июля 2023 г. на 1 декабря 2022 г., установив предел повышения на уровне 9 процентов. На повышение повлиял рост инфляции в размере 13,9 процента.

Совокупный платеж граждан за коммунальные услуги на 1 декабря 2022 г. в среднем по республике вырос на 7 процентов. Средние тарифы после индексации составили: на холодную воду – 27,64 руб. за 1 куб. метр (без НДС), на тепловую энергию – 2 239,13 руб. за 1 Гкал (без НДС).

Тариф на электроэнергию для населения с 1 декабря 2022 г. увеличен на 8,9 процента и в течение 2023 года не изменится. Для жильцов домов, оборудованных газовыми плитами, тариф составит 4,18 рублей за 1 кВтч, для жителей домов с электроплитами и сельского населения – 2,92 рублей за 1 кВтч.

С июля 2021 г. по решению федерального правительства для юридических лиц Тувы, то есть для предпринимателей, предприятий и организаций, был установлен льготный тариф на электроэнергию – на 28 процентов ниже запланированного уровня индексации. С тех пор он не менялся и останется на том же уровне до конца 2023 года.

Пониженный тариф установлен в республике и на услуги по вывозу твердых коммунальных отходов. Он составил 513,33 рубля за 1 куб. м со снижением к уровню 2021 года на 0,99 процента. Сегодня городские жители платят за вывоз мусора из расчета 101,38 рубля на одного человека, сельское население – 41,49 рубля. Тариф на вывоз ТКО решено не менять до 1 июля 2024 г.

Правительство республики продолжает регулировать также отпускную цену на уголь, реализуемый ООО «Тувинская горнорудная компания» населению на нужды отопления, чтобы не допустить ее необоснованного завышения. В 2021 г. цена была снижена до 2220,10 рубля за тонну и сохранялась такой в течение 2022 года.

Менялась в 2022 году и стоимость проезда общественным транспортом – он подорожал на 3 рубля, с 20 до 23 рублей за поездку на городском автобусе. С февраля 2023 года цена на проезд автобусом в границах г. Кызыла и его пригородов выросла на 5 рублей – до 28 за поездку. Тем не менее, она остается одной из самых низких в Сибири.

Мониторинг тарифов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом по субъектам Сибирского федерального округа:

рублей

Тарифы на перевозку пассажиров.png


2.10. Цифровая экономика, развитие информатизации, связи, печати и средств массовой информации, совершенствование форм предоставления государственных и муниципальных услуг

Важнейшим направлением деятельности органов власти с 2018 года объявлена цифровая трансформация экономики, социальной сферы и государственного управления, которая должна кардинально изменить жизнь всей страны и каждого жителя. Региональная Стратегия цифровизации включает 48 цифровых проектов в 15 отраслях экономики и 97 целей, которые необходимо достичь.

В 2022 году показатель «цифровой зрелости» республики, отражающий уровень цифровизации ключевых отраслей экономики и социальной сферы, при плане 41 процент составил 49 процентов и вырос в 1,5 раза (2021 г. – 32,2 процента).

В электронном формате жителям республики доступны 93 социально значимые услуги. Число заявлений, поданных через портал госуслуг, составило 80,6 тыс. с увеличением на 21 процент (+14,5 тыс. ед.) по сравнению с 2021 г.

Проведена большая работа по совершенствованию сети многофункциональных центров. При МФЦ открыты первые секторы пользовательского сопровождения, где бесплатно предоставляется доступ к порталу Госуслуг, обеспечена возможность сканирования документов и распечатки результата получения электронной услуги. Строительство территориального отдела МФЦ завершается в с. Бай-Хаак.

Сегодня доступ к высокоскоростному интернету имеется в 122 или 80 процентах населённых пунктов республики, в которых проживает 326,4 тыс. человек. С 2022 года возможность подключаться к сети по технологии GPON появилась у жителей всех районных центров и городов республики. Ею воспользовались 2,5 тыс. домохозяйств.

Сотовой связью охвачено 135 населенных пунктов из 152. Мобильный интернет стал доступен даже в самых отдаленных селах. В рамках губернаторского проекта «Мы на связи» за 2021-2022 гг. мобильная связь обеспечена в 7 малых селах, удаленных от наземных сетей связи, – Чаа-Суур, Ак-Чыраа, Элдиг-Хем, Аянгаты, Хонделен, Шанчы, Холчук.

В республике реализуется федеральная программа капитального ремонта почтовых отделений, инициированная «Единой Россией». В 2022 году проведен ремонт 8 отделений в сс. Тээли, Мугур-Аксы, Барлык, Шекпээр, Хандагайты, Чаа-Холь, Балгазын, Эрзин.

На всей территории региона развернута система экстренного вызова оперативных служб по единому номеру 122, созданы контакт-центры. За год принято и обработано 8 952 обращения.

Продолжается развитие отраслевых информационных систем. Системами безналичной оплаты проезда оснащены 60 автобусов ООО «Автоколонна 17» и ООО «Туваавтотранс», салоны 101 автобуса оборудованы камерами видеонаблюдения.

Расширяется функционал системы «Телемедицинские консультации». В 2022 году впервые заработала опция дистанционного наблюдения за состоянием пациентов с артериальной гипертензией.

По программам цифровой тематики в 2022 году прошли обучение 34 служащих.


2.11. Управление государственной собственностью и реализация земельной политики

На конец 2022 г. правообладателями республиканского имущества являлось 248 организаций (уменьшение на 23 учреждения за счет ликвидации и реорганизации), в том числе 211 государственных учреждений, 17 государственных унитарных (казенных) предприятий, а также 20 хозяйственных обществ, в уставном капитале которых имеется доля республики.

В собственность республики принято 620 завершенных строительством зданий и сооружений (2021 г. – 832), из которых 338 передано в муниципальную собственность, 272 закреплены за республиканскими государственными учреждениями, 10 внесены в казну республики. За министерством образования республики закреплено в статусе специализированного жилищного фонда 253 жилых помещения, построенных для детей-сирот.

Общее количество недвижимого имущества республиканской собственности на 1 января 2023 г. составляет 3 724 объекта, из которых 1 599 – жилье детей-сирот.

На сегодняшний день в информационной системе «Мониторинг МСП» числятся 557 объектов недвижимого имущества государственной и муниципальной собственности – это 355 земельных участка и 202 здания и сооружения. К уровню 2021 года (535) количество объектов увеличилось на 22.

Продолжается работа по вовлечению в оборот неиспользуемых земель сельхоз назначения, от которой зависит развитие сельского хозяйства, увеличение налоговых поступлений в местные бюджеты, обеспечение пожарной безопасности. За минувший год зарегистрированы права на 911 участков общей площадью 61 454 тыс. га.

Проведена кадастровая оценка 123 479 земельных участков – это 103,8 процента от общего количества подлежащих государственной кадастровой оценке земель. В их числе 108 167 участков из категории земель населенных пунктов, 13 622 – земель сельскохозяйственного назначения. По результатам работ общая кадастровая стоимость оцененных сельскохозяйственных земель уменьшилась на 22 процента – с 21 млрд. 233,8 млн. до 16 млрд. 518,04 млн. рублей. Цена земель населенных пунктов, напротив, выросла на 12 процентов – до 112 млрд. 121 ,3 млн. рублей.

Особое внимание уделялось решению жилищной проблемы льготных категорий населения. В течение года сформировано 160 земельных участков под строительство 191 жилого помещения для детей-сирот. Многодетным семьям выделено 53 участка общей площадью 4,27 тыс. га. Всего же с 2011 года земельными участками под строительство жилья было обеспечено 1 463 многодетные семьи.


2.12. Организация и осуществление государственных закупок

За 2022 г. на электронных площадках размещено 5944 закупок на общую сумму 30,41 млрд. рублей, по результатам проведенных процедур заключены контракты на сумму 20,78 млрд. рублей. По сравнению с прошлым годом объем закупок уменьшился на 15,6 процентов.

Более 2 тысяч закупок на 2,28 млрд. рублей или 10,9 процента от суммы заключенных контрактов (2021 г. – 27 процентов) приходится на малый бизнес. При этом 33 заказа на 21,33 млн. рублей получили местные производители сельскохозяйственной продукции (овощи, мясо, молоко, хлеб).

Экономия средств составила 647,2 млн. рублей или 3,1 процента от начальной цены контрактов (2021 г. – 970,95 млн.). Сэкономлено, в частности, 210,7 млн. рублей республиканского бюджета, 347,44 млн. – внебюджетных средств, 641 тыс. рублей муниципальных бюджетов, средств территориального ФОМС – 88,4 млн. рублей.

На сэкономленные средства приобретено жилье для 9 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в г. Кызыле, сс. Кара-Хаак, Эрзин, а также автоклубы для учреждений культуры, школьное оборудование, колесный трактор для нужд лесного хозяйства.


2.13. Обеспечение экологической безопасности, сохранение, использование охотничьих и водных биологических ресурсов. Развитие лесосырьевой базы

Создание условий для формирования благоприятной окружающей среды – важнейшая задача государства. Одно из богатств республики – леса, занимающие 10,9 млн. га. На сегодня эксплуатационные леса, которые разрешены к хозяйственному использованию, составляют пятую часть всего лесного фонда, или 2,2 млн. га. Остальные леса отнесены к защитным и резервным (16,5 и 64,2 процента соответственно).

На землях лесного фонда действует 208 договоров аренды, по которым в аренду передано 193,4 тыс. га лесных участков, или 1,8 процента лесов республики. Из них 33 договора на 8,3 тыс. га заключены в 2022 году. По сравнению с 2021 годом количество договоров аренды лесных участков увеличилось на 6,3 процента.

Активнее заниматься заготовкой древесины стали предприниматели. Им переданы 60 участков площадью 540 га под заготовку древесины, в том числе дров. За последние 3 года количество заключенных с предпринимателями договоров купли-продажи лесных насаждений увеличилось на 25,3 процента.

Объем платежей в бюджетную систему от использования лесов увеличился на 12,6 процента и составил 301,3 млн. рублей.

Ежегодно по всей республике проводятся лесовосстановительные работы, в которых вместе с работниками лесного хозяйства участвуют школьники, студенты и волонтеры всех возрастов. В 2022 г. лес восстановление проведено на площади 8 743,4 гектара, в том числе посадкой саженцев – на 930,4 га.

Обновлен и укреплен парк лесохозяйственной техники учреждений. Приобретены 3 прицепных пожарных модуля, 7 универсальных лесных машин, 10 гусеничных трактора «Агромаш 90 ТГ 2047А», 2 гусеничные машины ТЛ-3АЛМ, 5 колесных трактора МТЗ 82.1.

Для поддержки и развития движения школьных лесничеств в республике создан региональный учебно-методический совет, разработана соответствующая образовательная программа, проведен слет школьных лесничеств. В настоящее время в республике действует 16 школьных лесничеств, где обучаются более 300 учеников.

2022 год проходил в условиях аномальной жары и длительной засухи, из-за которых в республике сложилась обстановка высокой и чрезвычайной пожарной опасности. С начала пожароопасного сезона на землях лесного фонда зарегистрировано 197 лесных пожара. По сравнению с 2021 годом их количество увеличилось в 6,5 раза, а площадь более чем в 20 раз – с 1 тысячи до 21,5 тысячи га.

Неизменными остались основные причины пожаров – человеческий фактор и грозы. За год выявлено 409 нарушений лесного законодательства. К административной ответственности привлечено 349 нарушителей. Выявлено и пресечено 58 фактов незаконных рубок лесных насаждений. Возбуждено 42 административных делопроизводства и 16 уголовных дел за незаконные рубки.

С увеличением объемов строительства и созданием предприятий по производству строительных материалов стали более активно осваиваться месторождения общераспространенных полезных ископаемых. В 2022 году выдано 69 лицензий на разработку залежей песка, гравия и иного сырья. По состоянию на 1 января 2023 г. от платежей за недропользование в доход республики поступило 2,8 млн. рублей.

Правительству удалось добиться включения г. Кызыла в перечень 29 городов-участников федерального проекта «Чистый воздух». Эксперимент, цель которого -улучшение качества атмосферного воздуха, начнется с сентября 2023 г. В настоящее время ведется подготовительная работа с координаторами федерального проекта «Чистый воздух» и Всероссийским НИИ охраны окружающей среды.

За 2022 год проведено 59 надзорных проверок соблюдения природоохранного законодательства. Вынесено 23 предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований в области атмосферного воздуха, 21 – в области обращения с отходами, 6 – использования недр. По результатам рассмотрения 106 административных дел наложено штрафов на сумму 574 тыс. рублей.

Самыми крупными водопользователями республики являются артель «Ойна», ООО «Голевская ГРК», ОАО «Кызылская ТЭЦ», ООО «Лунсин», ООО УК «Межегейуголь» и ООО «Водоканал-Сервис». В 2022 году за пользование водными объектами они уплатили в федеральный бюджет 346,47 тыс. рублей, с перевыполнением плана на 1,62 процента.

В 2022 году выполнен значительный объем работ для защиты населенных пунктов от негативного воздействия вод. В их числе – укрепление дамбы на р. Енисей в западной части г. Кызыла, где проживают более 10 тыс. человек, отсыпка дамбы на р. Чадан.

Разработаны карты зон возможного затопления в 31 поселении республики, которые необходимо учитывать при развитии территорий. Работы по установлению границ зон затопления и подтопления планируется завершить в 2023 году.

Проведен зимний учет диких животных на всей территории республики с применением спутниковых навигаторов. Результаты учета показали, что численность охотничьих ресурсов является относительно стабильной на среднем многолетнем уровне, с небольшой тенденцией к увеличению. Поголовье лосей составляет более 5000 особей, маралов – 15671, косули – 41110, кабарги – 20544, соболя – 25862, волка – 1247.

За год выдано 7676 разрешений на добычу охотничьих ресурсов (в 2021 г. – 6 555), в том числе в целях осуществления любительской и спортивной охоты – 7289, в целях регулирования численности пушных животных – 387.

Впервые проведен государственный учет редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных: снежный барс (ирбис), алтайский горный баран (аргали). К работе привлекались сотрудники Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов СО РАН.

Исследование показало, что популяции редких животных стабильны. В частности, численность ирбиса устойчиво сохраняется в пределах 60-70 особей, половина из которых обитает на территории Монгун-Тайгинского и Бай-Тайгинского районов.

Одним из заметных достижений 2022 года стал перевод в электронный формат 2 видов услуг – по оформлению и аннулированию охотничьего билета, а также выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов.

За год проведено 665 рейдовых мероприятий, в ходе которых выявлено 282 нарушения правил охоты, возбуждено 229 административных дел (в 2021 г. – 199). Нарушители оштрафованы в общей сложности на 278,75 тыс. рублей, более половины которых взыскано.

Помимо штрафов браконьерам предъявлены исковые требования на возмещение нанесенного ущерба – 568 тыс. рублей (в 2021 г. – 855,5 тыс.). В правоохранительные органы передано 6 материалов, по которым возбуждено 3 уголовных дела.


2.14. Развитие межрегиональных, внешнеэкономических связей и инфраструктуры туризма

Правительством республики заключено и реализуется 26 соглашений о межрегиональном и международном сотрудничестве. 17 из них – это соглашения с регионами России. Среди них – республики Алтай, Бурятия, Татарстан, Хакасия, Северная Осетия-Алания, Чечня, Алтайский и Красноярский края, Иркутская, Кемеровская, Московская, Новосибирская, Омская, Свердловская и Томская области, города Москва и Санкт-Петербург.

Трансграничное партнерство налажено с администрациями Убсанурского, Кобдоского, Завханского, Хубсугульского, Архангайского и Баян-Ульгийского аймаков Монголии, а также с провинцией Ляонин, автономным районом Внутренняя Монголия и Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китайской Народной Республики.

В 2022 году организованы рабочие встречи Главы Республики Тыва Ховалыга В.Т. с Полномочным и Чрезвычайным Послом Монголии в Российской Федерации Энхтувшином У. и Полномочным и Чрезвычайным Послом Китайской Народной Республики в Российской Федерации Ханьхуэй Ч. На встречах обсуждены перспективы создания транспортного коридора Россия – Монголия – Китай.

В контексте данной перспективы в 2022 году началась реконструкция автомобильного пункта пропуска Хандагайты – Боршоо на российско-монгольской границе. В 2023 году его планируется перевести в режим многостороннего пропуска, открыв для лиц третьих стран.

Кроме того, Правительство России поддержало инициативу республики сформировать в районе данного пункта пропуска особую экономическую зону «Хандагайты» с льготным налоговым и таможенным режимом, которую планируется запустить уже в 2024 году.

Данные проекты, в свою очередь, являются частью плана по созданию с участием республики транзитного автомобильного коридора Россия – Монголия – Китай.

Внешнеторговый оборот республики за 2022 г. составил 216,3 млн. долларов США и по сравнению с 2021 г. увеличился на 63,9 млн. долларов США (+42 процента). Экспорт товаров вырос на 55,4 млн. долларов – до 195,6 млн. (+39,5 процентов). Импорт тоже вырос – в 1,7 раза, составив к концу года 20,7 млн. долларов (+8,5 млн.).

Развитие инфраструктуры туризма. В сфере туризма зарегистрировано 69 субъектов предпринимательства, в том числе 35 индивидуальных предпринимателей и 34 юридических лица.

Республику в 2022 году посетили более 138 тыс. туристов или на 14 процентов больше, чем за прошлый год. Увеличение въездного туристского потока обусловило снятие ковидных ограничений и общий для России рост внутреннего организованного туризма.

На 65 процентов увеличился объём платных туристических услуг, составив 267,1 млн. рублей. Объем налоговых поступлений от туристско-рекреационной деятельности также вырос – на 6,5 процента. На рост повлияло развитие инфраструктуры туризма на озерах Дус-Холь, Чагытай и Билелиг, на станции «Тайга».

Туристический потенциал республики активно продвигался на различных информационных ресурсах. В течение года сняты и опубликованы в сети 14 интервью различной тематики, республика была представлена в 30 материалах на профильном портале Russia.travel. Публикации о Туве размещались в специализированных туристических изданиях, в том числе в журналах «Russian Traveler», «Discovery» и других. Организован и проведен тур для российских журналистов в рамках презентации национального маршрута «Сибирские каникулы», оказана помощь в подготовке сюжетов о республике съёмочной группе программы «Непутевые заметки».

Туристические проекты получили серьезную поддержку по линии Индивидуальной программы, где на развитие отрасли предусмотрено 763,81 млн. рублей. На эти средства реализуются 9 проектов, связанных с туризмом. Помимо уже упомянутых баз отдыха на озерах, в этом портфеле – туристско-логистический центр в Каа-Хемском районе, туристский комплекс в Тодже, мотель «Ак», база отдыха «Бойдус» в Кызылском районе, юрточный городок «Дуктуг-Дыт» в Тес-Хемском районе, туристско-развлекательный центр «Даг-Баары» в Пий-Хемском районе.


2.15. Реализация бюджетной и налоговой политики, деятельность финансово-кредитных организаций

Приоритетными направлениями бюджетной политики в 2022 году являлось выполнение социально значимых обязательств, увеличение собственных доходов республики и обеспечение сбалансированности бюджета.

Доходы консолидированного бюджета при плане 60 млрд. 851 млн. рублей составили 60 млрд. 363,7 млн. рублей, с ростом к уровню 2021 г. на 13 процентов (+6 млрд. 865,5 млн.).

По приросту собственных доходов республика заняла 8 место среди субъектов Сибирского федерального округа (средний показатель по СФО – 14 процентов, по РФ – 13 процентов).

Сравнение темпа роста фактических доходов по регионам СФО за 2022 год

Сравнение темпов роста.png

Собственные доходы (налоговые и неналоговые) выросли более чем на 11 процентов (+1 млрд. 160 млн. рублей) и составили 11 млрд. 337 млн. рублей. Исполнение годового плана составило 97,4 процента (-305 млн. руб.). Недовыполнение стало результатом снижения прибыли крупных налогоплательщиков – ПАО «Сбербанк» и ООО «Лунсин», которые перечислили в бюджет на 225 млн. рублей меньше, чем прогнозировалось. Кроме того, не удалось получить доходы от управления остатками бюджетных средств на казначейских счетах.

В структуре поступлений основную долю занимает налог на доходы физических лиц – 51 процент или 5 млрд. 740 млн. рублей. Доходы от акцизов составили 15 процентов или 1 млрд. 690 млн. рублей, от налога на прибыль организаций – 9 процентов или 998 млн. рублей, налога на имущество – 7 процентов или 844 млн. рублей.

Налоговые и неналоговые доходы республиканского бюджета поступили в сумме 8 млрд. 191 млн. рублей, план исполнен на 96 процентов (-326 млн. рублей). Общий объем доходов вырос на 9 процентов (+701 млн. рублей) к уровню 2021 года – 7 млрд. 490 млн. рублей. Наибольший прирост обеспечен:

– по налогу на доходы физических лиц – на 9 процентов или 328 млн. рублей;

– по акцизам на нефтепродукты – на 20 процентов или 244 млн. рублей;

– по налогу на добычу полезных ископаемых – на 84 процента или 236 млн. рублей;

– по денежным взысканиям – на 57 процентов или 96 млн. рублей.

В местные бюджеты налоговые и неналоговые доходы поступили в сумме 3 млрд. 145 млн. рублей, план исполнен на 101 процент (+20 млн. рублей). Плановые назначения на 2022 год не исполнены только у г. Кызыла - на 3 процента (-36 млн. рублей).

Безвозмездные поступления из федерального бюджета в 2022 году поступили в сумме 49 млрд. 26,9 млн. рублей с увеличением на 13 процентов. Годовой план безвозмездных поступлений исполнен на 99,6 процента, в том числе дотации в сумме 24 млрд. 231,8 млн. рублей или 100 процентов, субвенции – 2 млрд. 446,9 млн. рублей или 98,7 процента, субсидии – 14 млрд. 577,7 млн. рублей или 99,2 процента.

Дотации поступили в сумме 24 млрд. 232 млн. рублей, в том числе в течение года на первоочередные расходы и социально значимые мероприятия из федерального бюджета привлечена дополнительная финансовая помощь на сумму 2 млрд. 437,8 млн. рублей.

Субвенции поступили в сумме 2 млрд. 447 млн. рублей или со снижением на 14 процентов к уровню прошлого года (-402 млн. рублей) в связи с передачей полномочий в Пенсионный фонд России по отдельным выплатам семьям с детьми.

Субсидии поступили в сумме 14 млрд. 578 млн. рублей или с ростом на 78 процентов к уровню прошлого года (+6 375 млн. рублей).

Расходы консолидированного бюджета республики в 2022 году исполнены в сумме 62 млрд. 433 млн. рублей, что на 16 процентов(8 млрд. 580 млн.) выше уровня 2021 года. На социально-культурную сферу направлено 44 млрд. 46,2 млн. рублей или 71 процент от общего объема расходов.

В отчетном году на 16 процентов возросли расходы на заработную плату, превысившие 22 млрд. рублей. Рост связан с увеличением на 10 процентов минимального размера оплаты труда (с 26 931 до 29 030 рублей), а также переходящей с 2021 года кредиторской задолженности в размере 482 млн. рублей.

На меры социальной поддержки направлено 9,56 млрд. рублей – на 1,52 млрд. больше, чем в 2021 году. Расходы прибавились с увеличением количества получателей социальных выплат на детей, повышением величины детского прожиточного минимума с 12 213 рублей до 13 972 рублей, а также введением социальной доплаты к пенсиям меньше МРОТ.

Расходы на обязательное медицинское страхование неработающего населения составили 3 млрд. 32,7 млн. рублей, с ростом к уровню 2021 года (2 млрд. 871,4 млн.) на 6 процентов или 161,3 млн. рублей.

На 6 процентов возросли расходы на экономику, составившие 12 млрд. 679 млн. рублей, (в 2021 г. – 11 987 млн. руб.). Более трети, или 4,6 млрд. рублей были направлены на поддержку и развитие топливно-энергетического комплекса, 22 процента – на дорожное хозяйство (2 млрд. 766 млн.), 8 процентов – на агропромышленный комплекс (995 млн. руб.), 7 процентов – на лесное хозяйство (881 млн. руб.).

Государственный долг республики по итогам 2022 года составил 4 млрд. 1 млн. рублей, размер долга не превышает требования, установленные бюджетным законодательством. В его структуре коммерческий кредит на 1,3 млрд. рублей, полученный у Сбербанка под 8,5 процентов годовых. Остальные две трети долга – это бюджетные кредиты, полученные из федерального бюджета.

В минувшем году федеральное правительство поддержало предложение о запуске в Туве льготной ипотечной программы, аналогичной «Дальневосточной ипотеке», которая позволит улучшить жилищные условия более 2 тыс. семей. В настоящее время прорабатываются механизмы реализации программы, возмещения банкам разницы между льготной и обычной ставкой по ипотеке.

Для поддержки бизнеса в 2022 году в республике был принят целый ряд важных решений в сфере налоговой и бюджетной политики:

1) освобождены от уплаты транспортного налога в 2022-2023 гг. лица, направленные в зону специальной военной операции;

2) установлены на региональном уровне 3 вида инвестиционных вычетов по налогу на прибыль организаций, – в части расходов на создание объектов инфраструктуры в рамках проектов комплексной жилищной застройки, расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, а также затрат на разработку отечественного программного обеспечения;

3) продлено до 2024 года действие «налоговых каникул» по упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения в виде нулевой ставки для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в производственной, социальной и научной сферах;

4) изменены ставки по упрощенной системе налогообложения – по объекту «доходы» установлена ставка в размере 5 процентов (вместо 7 процентов), по объекту «доходы, уменьшенные на расходы» в размере 12 процентов (вместо 15 процентов);

5) пересмотрено пороговое значение по налогу на имущество организаций в отношении объектов, подлежащих включению в перечень недвижимости, по которым начисление налога рассчитывается исходя из кадастровой стоимости с 1000 до 200 кв. м;

6) пересмотрена ставка по налогу на прибыль организаций в отношении предприятий, включенных в реестр участников региональных инвестиционных проектов: в первые 5 лет ставка 5 процентов (ранее 0 процента), последующие 5 лет – 13,5 процентов (ранее 10 процентов);

7) установлены льготы по налогу на имущество организаций в виде полного освобождения от уплаты налога в отношении воздушных судов государственных учреждений и предприятий и новых объектов государственных и муниципальных учреждений, получающих субсидии из фонда обязательного медицинского страхования.

На оказание государственной поддержки, связанной с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации, из республиканского бюджета дополнительно изысканы средства в объеме 212,5 млн. рублей.

Изыскано 224 млн. рублей на модернизацию общественного транспорта, специальной дорожной, коммунальной и сельскохозяйственной техники и 76,4 млн. рублей на строительство сети складов для доставки угля населению. Выделено 217 млн. рублей на меры по обеспечению стабильной работы предприятий ТЭК, включая ремонт автономных электростанций, снабжающих электроэнергией труднодоступные поселения.

Банковский сектор в республике представлен 7 крупными региональными филиалами: ПАО «Сбербанк России», АО «Россельхозбанк», ПАО «Промсвязьбанк», ПАО «Росбанк», ПАО «Почта Банк», ПАО КБ «Совкомбанк», АО «ОТП Банк».

Кредитный портфель.png

Кредитный портфель банков региона за 2022 год составил 70 млрд. 979 млн. рублей с ростом к прошлому году на 18 процентов, в том числе по физическим лицам 67 млрд. 55 млн. рублей (рост на 19% в к 2021 г.) или 94 процента от общего объема кредитного портфеля, по юридическим лицам – 3 млрд. 924 млн. рублей (снижение на 2%) или 6 процентов от общего объема.

Самыми крупными кредиторами являются ПАО «Сбербанк России», на который приходится 56 процентов всех выданных кредитов или 39 млрд. 852 млн. рублей, и АО «Россельхозбанк» – 7 млрд. 304 млн. рублей или 10 процентов.

В настоящий момент в республике работают 47 дополнительных офисов банковского обслуживания, в том числе 22 офиса Сбербанка, 4 – Росбанка, 17 – Россельхозбанка, по 3 – Совкомбанка и Почта Банка, 1 – Промсвязьбанка. Платежная инфраструктура насчитывает 249 банкоматов и 6 276 pos-терминалов.