Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти    

Глава Тувы поставил задачу не ослаблять начавшуюся работу по созданию инфраструктуры и упорядочиванию пассажирских перевозок

Глава Тувы поставил задачу не ослаблять начавшуюся работу по созданию инфраструктуры и упорядочиванию пассажирских перевозок
27.04.2018 12:51

В Туве состоялось публичное обсуждение проблем организации пассажирских перевозок. О них рассказали участникам слушаний сотрудники служб автодорожного надзора, представившие аналитический доклад о ситуации в сфере пассажироперевозок. Наряду с руководителями Минтранса РТ, транспортных предприятий и предпринимателей, занятых в сфере перевозок, в обсуждении приняли участие Глава республики Шолбан Кара-оол, а также начальник Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федор Семенков.

По оценкам территориального отдела автодорожного надзора, годовой оборот рынка пассажирских перевозок в Туве составляет около 1 млрд. рублей. Из них более 500 млн. приходится на межрегиональные перевозки между Кызылом и городами Красноярск, Томск, Иркутск, Новосибирск, Абакан. На втором месте по емкости внутригородские перевозки в Кызыле – более 300 млн. рублей в год. Оборот в сегменте межмуниципальных перевозок оценивается примерно в 160-170 млн. рублей.

Абсолютное большинство всех транспортных средств, занятых в пассажироперевозках, работает в Кызыле на 27 городских и пригородных маршрутах. Весь подвижной состав общественного транспорта столицы Тувы насчитывает 459 автобусов, в том числе 35 автобусов МУП «Кызылгортранс» и 424 частных автобуса. При этом основную часть парка частных автобусов, или 394 единицы, составляют так называемые «маршрутки» - микроавтобусы марки «Газель».

Необходимость улучшения работы в организации пассажирских перевозок аналитики надзорных служб отмечают в самом крупном сегменте рынка – городе Кызыле. Столице республики с населением более 300 тысяч человек, во-первых, не хватает автобусов. Как показали исследования, проведенные Тувинским госуниверситетом, для обеспечения регулярных перевозок жителей города численность автобусов с количеством посадочных мест более 8 должна составлять не менее 570 единиц, или почти в 1,5 раза больше, чем сейчас.

Другая сторона городских перевозок – нелегальные перевозчики. Значительная часть «маршруток», принадлежащих частным предпринимателям, работает на городских линиях без лицензий. По данным надзорных органов, официальные разрешения имеют всего 238, или менее половины всех субъектов, участвующих в пассажироперевозках. Это негативно сказывается на всей деятельности общественного транспорта, затрудняет контроль над ним и обеспечение в первую очередь безопасности пассажиров. Эксперты отмечают практическое бездействие администрации Кызыла, в ведении которой находится вопрос организации рынка пассажирских перевозок, в создании механизмов, которые стимулировали бы сокращение теневого сектора. Между тем, только в виде налогов республика теряет от теневого сектора перевозок около 200 млн. рублей в год.

В такой же серой зоне находятся межмуниципальные пассажироперевозки. Эта часть рынка развивается практически стихийно. Такая ситуация возникла во многом из-за пробелов в федеральном законодательстве, которое допускает так называемые заказные или разовые рейсы без получения лицензии. Иными словами, регулярные перевозки в этом сегменте осуществляются под видом фрахта – по заказу группы лиц. Причем, как свидетельствуют инспектора надзора, доказать обратное и привлечь перевозчиков к ответственности почти невозможно, поскольку они заранее договариваются с пассажирами, что выезд носит не коммерческий характер – якобы человек просто согласился подвезти, например, родственников.

 

Навести порядок в межмуниципальных перевозках власти Тувы пытались неоднократно. В частности, Минтранс республики несколько раз объявлял конкурсы среди перевозчиков на межмуниципальные маршруты. Однако желающих работать официально на них не нашлось. Специалисты объясняют это давлением нелегальных участников рынка, которые не заинтересованы выходить из тени. Для них работа «на свету» означала бы потерю существенной части прибыли, необходимость вести деятельность под постоянным контролем государственных органов, строгого соблюдения условий договора, включая оснащение автобусов средствами спутникового мониторинга, учет действующих в регионе льгот на проезд и т.д.

Участники слушаний позитивно оценили новые шаги правительства и Главы республики Шолбана Кара-оола, направленные на упорядочение пассажирских перевозок. Среди них особо отметили механизм субсидирования муниципалитетов из республиканского бюджета, позволяющий наращивать автобусный парк.

В 2018 году по этой схеме МУП «Кызылгортранс», в частности, приобрел дополнительно к действующему подвижному составу 20 новых автобусов марки «ПАЗ», которые в значительной степени сняли напряженность на перевозках по городским маршрутам и увеличили пассажиропоток в Кызыле. Как заявил Шолбан Кара-оол, власти республики продолжат работу по увеличению автобусного парка, чтобы полностью решить проблему перевозок в столице, а также перевести в цивилизованное русло межмуниципальные рейсы.

Одной из действенных мер в этом направлении эксперты считают и решение о создании в Кызыле автовокзала, который выполнял бы роль ключевого звена в организации перевозок и управлении ими. На минувшей неделе премьер Тувы уже дал ряд поручений Минтрансу РТ для выполнения этой задачи. Глава республики готов также оказать всяческую поддержку местным предпринимателям, изъявившим желание построить автовокзал и взять на себя функции координатора всей деятельности по реформе системы пассажироперевозок.

Отдельно обсуждался на слушаниях вопрос обеспечения безопасности пассажирских перевозок. Специалисты надзорных органов отметили, что её уровень намного выше у официально зарегистрированных перевозчиков. Так, почти все дорожно-транспортные происшествия, в которых пострадали пассажиры, произошли в прошлом году по вине «нелегалов». Тем не менее, риски в области безопасности остаются большими. По информации инспекторов надзорных служб, даже лицензированный транспорт очень часто попадается на нарушении правил перевозки пассажиров. Например, не проводится предрейсовый техосмотр автобусов, медосмотр водителей и т.п.

Подводя итог слушаниям, Шолбан Кара-оол особо остановился именно на проблемах безопасности перевозок, которая является, в свою очередь, производной вопроса о теневом секторе.

«Очень актуальная для Тувы тема. Думаю, что наши предприниматели, работающие в этой сфере, поняли главный посыл: власть, так или иначе добьется того, чтобы частный извоз начал выходить из тени, начал легализовываться и переходить к цивилизованным формам работы. Потому что это вопрос не только удобства и качества перевозок, но прежде всего безопасности людей. Того, кто не захочет выйти на свет и трудиться честно, все равно не ждут хорошие перспективы. А легальный бизнес будет поддерживаться. В ближайшие дни миндортранс откроет конкурс на участие в перевозках по межмуниципальным маршрутам. Будем их субсидировать, пока перевозчик не встанет на ноги, до хорошей рентабельности. Миндортрансу уже поручил определиться с единым координатором в организации рынка пассажироперевозок. Первоочередная задача – вытеснить с него криминал, который думает только о том, как бы побольше урвать на этом деле, и не дает добросовестным перевозчикам работать нормально.

Так что речь идет о строительстве с нуля целой отрасли транспортного комплекса, т.е. здесь потребуется огромная подготовительная работа по созданию инфраструктуры перевозок, изменению законодательства, введению жесткого контроля за участниками этого рынка. Что-то мы уже начали, я говорю о возрождении Кызылгортранса, о строительстве и организации автовокзала, об обеспечении пассажирского транспорта средствами мониторинга и т.д. Уже в этом году конкретные сдвиги в этом направлении будут. Однако одну проблему мы можем и обязаны решить здесь и сейчас – это взять под строжайшее наблюдение все перевозки детей, как собственными автобусами школ, так и зафрахтованным транспортом частных предпринимателей. Требую, чтобы министр образования установил персональную ответственность одного из своих «замов» за планирование каждого выезда детей и неукоснительное исполнение правил безопасности. Еще раз напоминаю: этот документ, как воинский устав», - написал Глава Тувы в своем блоге о результатах публичного обсуждения.

Ранее, после встречи с начальником Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федором Семенковым, премьер сообщил, что транспортники Красноярска готовы поделиться с тувинскими коллегами своим опытом в организации пассажирских перевозок, как городских, так и межмуниципальных. Глава Тувы дал поручение Минтрансу республики в короткие сроки наладить сотрудничество с красноярцами.

ФОТОРЕПОРТАЖ

Теги: 

При использовании и перепечатке материалов ссылка на gov.tuva.ru обязательна