Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти    

Еще один год Главы Тувы Ш. Кара-оола: ожидания и реальность

Еще один год Главы Тувы Ш. Кара-оола: ожидания и реальность
18.04.2013 13:07

Апрель – знаковый месяц в политическом календаре Тувы. Так уж сложилось, что именно в этом месяце происходили события, надолго определявшие судьбу республики. Одно из них – вступление в должность главы региона. Год назад Шолбан Кара-оол во второй раз присягнул на конституции республики, поклявшись отдавать все свои силы на благо жителей региона. Вместе с предыдущим сроком в нынешнем апреле завершился шестой год его губернаторства. А это достаточно серьезный срок, чтобы посмотреть, насколько и с каким знаком оправдались ожидания республики. При такого рода оценках принято рассматривать губернатора в первую очередь с точки зрения его умения представлять интересы своего региона на федеральном уровне. В этом плане Шолбан Кара-оол сделал практически невозможное для главы республики, считающейся одной из самых глубоких провинций страны. Он сумел войти в топ 25 самых влиятельных губернаторов, преодолев всего за год сразу 34 ступени федерального рейтинга региональных лоббистов. Успех вполне заслуженный, если перечислить дела, за которые Кара-оола ввели в клуб наиболее влиятельных среди глав регионов политиков. Этот перечень открывает новый поворот в судьбе крупнейшего из российских инвестиционных проектов на территории Тувы – строительства 400-километровой железной дороги «Кызыл – Курагино» через Саянские горы на условиях государственно-частного партнерства. После банкротства ЕПК и выхода государства из договора многие эксперты сочли проект безвременно почившим - по крайней мере, в обозримой перспективе.

Однако глава Тувы заявил, что будет бороться за продолжение проекта. Совместно с федеральными властями республика нашла нового инвестора, который согласился строить железную дорогу самостоятельно, без участия государства. Им стал бизнесмен Руслан Байсаров, зарегистрировавший специально под этот проект Тувинскую энергетическую промышленную компанию (ТЭПК). Компания уже получила во временное пользование крупнейшее месторождение коксующихся углей в Туве, которое планировалось осваивать в увязке со строительством «Кызыл-Курагино».

Открыты возможности для реализации и другого социального проекта, который после недавнего указа Президента РФ также обрел статус федерального. Шолбан Кара-оол подписал с ТЭПК соглашение о долевом строительстве в Туве комплекса для Кадетского корпуса. Компания направит на социальную стройку 200 из 350 млн. рублей, необходимых для строительства. Тувинский кадетский корпус по указу Владимира Путина, напомним, включен в число шести президентских кадетских училищ, которые будут созданы в стране и, надо полагать, финансироваться с помощью федерального бюджета. 

Минувший год был результативным для Тувы с точки зрения продвижения инициатив в сфере энергетики – одном из самых узких мест региональной экономики, сдерживающим развитие остальных отраслей. В дополнение к двум газогенераторным установкам общей мощностью 45 МВт главе Тувы удалось добиться реконструкции ЛЭП Чадан – Кызыл, которая позволила сократить дефицит электроэнергии в республике на 80 МВт и закольцевать схему электроснабжения, многократно увеличив надежность поставок электроэнергии.

Но вот чего от главы республики Шолбана Кара-оола никто не ожидал, так это способности решить вопрос о строительстве новой теплоэлектростанции в Кызыле на 300 МВт, с которой Тува могла бы не вспоминать об энергодефиците, как минимум, лет 20. Однако проект общей стоимостью почти 1,5 бюджета республики и с совершенно туманной перспективой окупаемости изначально казался несбыточной фантазией. Неудивительно, что охотников вкладываться в него не нашлось: даже у цепких на любую возможность зацепиться в российской экономике китайцев проект не вызвал особого инвестиционного возбуждения.

Ситуация резко изменилась после того, как Шолбан Кара-оол заручился поддержкой Президента России. Глава Тувы получил у Владимира Путина «добро» на включение проекта ТЭС в федеральный перечень энергообъектов, которые будут строиться по системе договоров предоставления мощности. Эта форма партнерства государства и бизнеса дает 100-процентную гарантию возврата вложенных в проект капиталов и обеспечивает необходимый уровень доходности инвестиций. Поэтому предложения от инвесторов Туве начали поступать буквально в тот же день, когда Путин наложил свою резолюцию на ходатайстве Кара-оола.

2012 год стал годом еще одного серьезного лоббистского успеха Тувы – на этот раз в сфере дорожной инфраструктуры, являющейся одним из китов развития экономики региона. Глава республики «дожал» в Минтрансе России вопрос перенаправления федеральной автодороги М-54 «Енисей» с пропускного пункта «Цаган-Тологой» на таможенный пост «Хандагайты». Теперь она пройдет по территориям районов, которые в ближайшей перспективе должны стать самыми экономически активными зонами Тувы – это основные участки разрабатываемых месторождений коксующегося угля, цементный и кирпичный заводы. В близости от нового маршрута М-54 оказываются комбинаты по производству кобальта и асбеста. Дорога делает более доступными комплекс уникальных рекреационных ресурсов, включая бальнеологические источники – аржааны, за счет которых республика намеревается создавать отрасль оздоровительного туризма.

Решить проблему транспортной доступности Тувы, пока не построена железная дорога, должна помочь поддержка федерального центра в субсидировании межрегиональных авиарейсов. С 2010 года республика внесена Правительством РФ в список регионов, где авиакомпаниям компенсируют затраты на перевозку до Москвы льготных категорий граждан – пенсионеров и студентов. В этом году команда Шолбана Кара-оола сумела добиться государственной поддержки для открытия рейсов на других направлениях. Ожидается, что откроются субсидируемые маршруты на Новосибирск и Иркутск.

Особняком в ряду пролоббированных Тувой вопросов стоит федеральная программа подготовки к празднованию 100-летнего юбилея единения республики с Россией. Принципиальное решение о придании событию общероссийского статуса и выделении Тувы 1,2 млрд рублей на подготовку к торжествам было принято Президентом России еще в 2010 году. Однако весь прошлый год Шолбану Кара-оолу пришлось продвигать через многочисленные процедуры согласования с десятками федеральных ведомств, чтобы президентский указ приобрел черты реально исполняемого плана. И только в нынешнем году начнутся непосредственные работы по программе подготовки, которая предусматривает масштабную реконструкцию дорожно-сетевого хозяйства столицы Тувы, ее отдельных городов, объектов культуры, здравоохранения, образования, а также строительство культурно-спортивного комплекса, отвечающего международным стандартам.

Хотя сам Кара-оол отмечает, что благосклонность федеральных властей к Туве – результат авторитета знаменитого земляка Сергея Шойгу, вряд ли растущее присутствие республики на лоббистком поле можно объяснить только этим фактором. Лоббизм сегодня – это не просто близость к лицам, принимающим решения. Это целая технология отбора лоббистских идей, выращивания их до состояния проектов, борьбы с конкурентными предложениями, выстраивания линии защиты и десятки этапов согласований. Не случайно эксперты рейтингов влияния губернаторов особо отмечают умение тувинского премьера использовать, по выражению авторов исследования, «цивилизованные методы» лоббирования.

Достаточно объективная и справедливая оценка, надо сказать. Кара-оола, действительно, все больше отличает склонность к открытым действиям, чем к подковерной борьбе за интересы республики. Ни одна из лоббистских инициатив Тувы не проявлялась внезапно, как снег на голову. С каждым из проектов, которые поддержала российская власть, глава республики не раз выступал публично. Многие из них, прежде чем попасть на стол к президенту или премьеру РФ, прошли не одну экспертизу – общественную, партийную, профессиональную и другие. Именно за это качество в медийном сообществе за главой Тувы закрепилась репутация одного из самых открытых губернаторов России.

Еще один секрет «проходимости» тувинских инициатив заключается, видимо, в их значимости, как для региона, так и для страны. Следует отдать должное команде Кара-оола – она научилась смотреть на все свои «хотелки» глазами, как минимум, федерального министра и делать центру предложение, от которого трудно отказаться. К примеру, из получивших путинское «добро» предложений практически каждое может стать локомотивом роста всей экономики региона или хотя бы одной из ее отраслей.

Газета «Тувинская правда», 18.04.2013
Теги: 

При использовании и перепечатке материалов ссылка на gov.tuva.ru обязательна