Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти    

Вести недели: Чем живет и гордится Тыва

Вести недели: Чем живет и гордится Тыва
06.06.2016 10:46

Тыва - географический центр Азии. Шаманы, буддисты, староверы - всем есть место в республике на юге Сибири. Горловое пение - как визитная карточка Тывы. Чем еще привлекает регион туристов? Как живет и развивается?

Наверное, Республика Тыва на сегодня - один из немногих регионов, где в горной глуши, за десятки километров от ближайшего населенного пункта можно встретить социалистические лозунги. И дело не в том, что здесь какая-то дыра то ли в пространстве, то ли во времени. Нет, выиграв это месторождение по конкурсу, китайская добывающая компания "Лунсин" торопится с разработкой, ведь аренда - всего на четверть века. Поэтому и появился огромный карьер в горах всего за несколько лет, а предприятие уже стало одним из крупнейших налогоплательщиков и в республиканский, и в районный бюджет.

3.png


Рядом с предприятием уже возник жилой поселок. Пока безымянный. Сначала китайские товарищи предложили что-то вроде Решительная Победа, но вопрос так и не решен - окружающие красоты навевают что-то более лирическое.

42.png

Для того чтобы попасть на комбинат, надо преодолеть пятичасовой путь на хорошем джипе. 

Так же, но на грузовиках, с завода и увозят получающийся концентрат дальше и дальше за хребты - сырье качественное настолько, что история рентабельная даже с такой, совсем недешевой, транспортной составляющей.

Автодорога М-54 "Енисей" - единственная дорога, соединяющая Тыву и остальную Россию. Проходит она через Саянскую горную систему. В республике даже устойчивое выражение, и когда кто-то вынужден ее покинуть, так и говорят: "человек уехал за Саяны".Но если проводить соревнования по недоступности, то пальму первенства тут заслуженно получит поселок староверов Катазы. 

9.png


Сюда - или день по воде, или сутки на военном грузовике, или три дня на лошадях, или на вертолете около часа. Все способы - крайне непростые. 

Прибывших гостей сразу встречает старинное гостеприимство, но, конечно, и немного настороженное отношение к телевизионщикам - позировать староверы не любят.

23.png

В деревне живут более 50 человек. Есть школа, где все ученики и учитель имеют одну фамилию - Пермяковы. Более того, Пермяковы - вообще все в поселке, так как все - родственники. В одном кадре - сразу три поколения.

Вика в замужестве тоже оказалась с такой же фамилией, переехала сюда из-под Красноярска после окончания Архитектурного института и не очень понимает вопроса, зачем. "Мне кажется, жизнь в деревне намного честнее", - говорит она.

А вот так рассуждает об этом ее умудренный свекр Александр Пермяков: "По расстоянию оторваны, а по смыслу - нет. Я привык здесь жить, в городе не нравится. Мы живем автономно".

10.png


Ниже по течению Енисея - традиционная чабанская стоянка. Хозяева готовились - на старейшину рода одели пиджак с серьезными орденами. Эта семья славилась достижениями на сельскохозяйственных нивах еще в советские времена. Сегодняшняя глава клана тоже одела ордена, но тут пришлось принимать у овцы роды. Каждый тут - ветеринар практически с детства.

У школьников республики есть вариант поступить, например, в Президентский кадетский корпус, а таким может похвастаться далеко не каждый регион. Строится вторая его очередь.

41.png

По местным масштабам строится много. Всего несколько дней как открыт новый мясокомбинат, после того как 20 лет назад закрылся его советский предтеча. В республике приоритет отдается развитию именно инфраструктурных проектов с большим заделом на будущее.

Аэропорт. Уже осенью должна заработать новая взлетно-посадочная полоса, которая свяжет республику и с Москвой, и с другими большими, но такими далекими городами. Но главное, как только аэропорт станет международным, отсюда отправятся рейсы в совсем недалекие и Пекин, и Улан-Батор. Этот и регион, и аэропорт вполне может стать еще одними воротами России в Азию."Этот аэропорт обладает колоссальными возможностями, например, как грузовой терминал. Можно было бы здесь сажать большегрузные самолеты и летать в любую точку Юго-Восточной Азии, дозаправляться", - рассказал глава Тывы Шолбан Кара-оол.

13.png


Пока же прямо со стройплощадки региональные самолеты все-таки взлетают. Удивительно, что со всеми своими богатствами Тыва никогда не знала железнодорожного транспорта - ветка в сторону Абакана пока хоть и в проработанном, но все-таки в проекте.

Романтическое сравнение республики с некоей шкатулкой, до поры до времени закрытой и только сейчас начинающей приоткрываться, почву, видимо, под собой имеет. Если вспомнить историю, в составе РСФСР Тыва - только с 1944 года, при том что потенциал по добыче самых разных полезных ископаемых огромен и пока практически нетронут. С нынешней транспортной и энергетической инфраструктурой масштабное освоение этих богатств еще впереди. 

ФОТО

ВИДЕОРЕПОРТАЖ

Теги: 

При использовании и перепечатке материалов ссылка на gov.tuva.ru обязательна