Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти    

Интервью государственного инспектора Тувы по русскому языку Елены Хардиковой о качестве образования телеканалу «Тува 24»

Интервью государственного инспектора Тувы по русскому языку Елены Хардиковой о качестве образования телеканалу «Тува 24»
16.10.2015 12:57

Полтора месяца прошло с момента вступления в должность нового государственного инспектора Тувы по русскому языку – Елены Хардиковой. Срок достаточный, чтобы осмотреться и оценить состояние дел во вверяемой сфере – проблеме развития гармоничного двуязычия, которую Глава Тувы Шолбан Кара-оол поднял до уровня одного из социальных приоритетов власти. Какой видится сегодня эта ситуация учителю русского языка с 25-летним стажем с должности государственного инспектора? – об этом корреспондент телеканала «Тува24» побеседовал с Еленой Хардиковой.

– Оценивать нынешнее положение можно по-разному, но есть официальный показатель, из которого я, как должностное лицо, обязана исходить – это итоговая государственная аттестация. Как бы мы к ЕГЭ не относились, именно по нему сегодня судят, как школьники освоили предмет. По итогам 2015 года средний балл по русскому языку в Туве – 43 из 100 возможных. Это невысокий показатель. Вместе с тем, есть и другая контрольная цифра – процент обученности детей, то есть доля сдавших экзамен без двоек. Здесь мы выглядим достаточно хорошо – более 90 процентов школьников, хотя стремиться есть к чему.

Тем не менее, как инспектор, свою задачу по развитию русского языка в республике я представляю более широкой, чем оценка знаний школьников. Моё убеждение – русский язык начинается с учителя. Поэтому основной задачей для себя ставлю работу с педагогами. Русский язык является основой преподавания всех предметов, это основа будущей профессиональной состоятельности и успешности наших детей. Отсюда и главная задача – сделать так, чтобы русский стал такой основой и в Туве.

– Ваш предшественник, Татьяна Леонидовна Шарыпова, много сделала для развития русского языка в регионе, особенно в Год русского языка в Туве. Что в планах у вас, какие проекты?

– Мои планы и задачи сформировал съезд учителей. Это серьезные и масштабные по своей глубине и перспективам задачи, поэтому работать придется много. Что же касается конкретно моих действий по реализации этих планов, то я начала с выездов в районы, без которых понять состояние проблемы и выстроить тактические алгоритмы её решения будет очень сложно.

3.jpg


Одна из моих последних поездок была в Эрзин, где общалась с педагогами, детьми и выпускниками, оценила состояние русского языка. Признаться честно, была приятно удивлена: и учителя, и выпускники, и школьники хорошо владеют русским языком. Это значит, что там работа ведется активно.

Еще одна основная задача, которую ставят перед собой педагоги – это преподавание на русском в дошкольных учреждениях, что очень важно. И еще очень большая роль отводится руководителям муниципальных органов управления на месте, поэтому хочу обратиться к руководителям районных администраций и сказать, что без их внимания к проблеме, без их участия в пропаганде изучения русского языка поменять ситуацию будет сложно. Именно в расчете на поддержку местных властей мы с коллегами-учителями намерены в ближайшее время запустить акцию «День русского языка». Суть её в том, что один день в неделю вся республика будет посвящать русскому языку. Цель – понемногу воссоздавать живую языковую среду, практикум, без которого невозможно овладеть языком, сохранить и нарастить знания, полученные в школе и институте.

Я сама учитель русского языка с 25-летним стажем, поэтому буду оказывать методическую поддержку, проводить мастер-классы, организовывать диктанты и для учеников, и для учителей.

– Проводятся ли сейчас диктанты в организациях и на предприятиях?

– Последний массовый диктант по русскому был организован в Год русского языка. Сейчас же я обращаюсь к руководителям муниципальных образований, предприятий, организаций: если они чувствуют потребность проверить своих сотрудников на знание русского языка, то мы готовы оказать помощь. Будем и сами предлагать руководителям провести диктанты.

– Существует ли проблема с кадрами учителей русского языка и литературы?

– В Туве работают 642 учителя русского языка и литературы. Острого дефицита кадров нет, на начало учебного года было 4 вакансии, и они уже закрыты. Проблема в другом – в качестве преподавания, о котором говорят результаты все того же ЕГЭ. Не вина детей, что они неважные. Это вопрос качества нашей школы, квалификации учителя. В этом году по поручению Главы Тувы было проведено тестирование учителей на знание своего предмета. Тест показал, что проблемы педагогов идентичны проблемам детей. Если сам педагог не знает ответов на вопросы, которые он же задает на своих уроках, сможет ли он дать необходимые знания и навыки детям? Нет, конечно. Поэтому по результатам тестов было принято решение – назначить курсы повышения квалификации.

Вообще должна сказать, что проблемы учительской квалификации и профпригодности, с которыми сегодня сталкиваются школы, - они тянутся со студенческой скамьи. Главная заключается, на мой взгляд, в том, что сегодня в институтах готовят не учителя русского языка, а филолога. Вузовский курс дает некий набор знаний – не спорю, хороший по объему. Но вот методике преподавания, тому, как учить детей, как с ними обращаться, увлекать, в университетах не учат. Молодым педагогам приходится в меру своих способностей и наклонностей нарабатывать эти умения уже в школе, по сути, практикуясь на детях. И не всем, кстати, удается достичь необходимых навыков быстро. Итог вы видим в уровне знаний детей. Поэтому над качеством преподавания нам нужно очень и очень сильно поработать.

Теги: 

При использовании и перепечатке материалов ссылка на gov.tuva.ru обязательна