Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти    

Шолбан Кара-оол: Нам важно, чтобы инвестор не был настроен на варварское распоряжение нашими ресурсами

Шолбан Кара-оол: Нам важно, чтобы инвестор не был настроен на варварское распоряжение нашими ресурсами
04.02.2013 16:05
Интервью главы республики Тыва Шолбана Кара-оола журналу «Эксперт-Сибирь» о том, как настроить экономику отдаленной Тувы на ускоренное развитие при условии, что все ресурсы - кадры, энергия, инфраструктура, инвестиции – в дефиците. Выдержки:
Тува – это территория, где пока пытаются сосуществовать фактически разные цивилизационные уклады: от скотоводства до промышленности. Однако выбирать между ними все равно придется. О приоритетах и сложностях выбора Шолбан Кара-оол рассказал в интервью Сергею Чернышеву.

Инвестор с хорошими намерениями

- Республика Тыва в последнее время постоянно поставляет новости об успехах и неудачах мега-проектов в экономике. Но, если позволите, первый вопрос - о политике. Ваш первый срок в качестве главы республики запомнился масштабными политическими реформами. Был существенно реформирован парламент, в республике чуть было не возродился пост президента. Какие приоритеты вы перед собой ставите на новый срок?

- Все задачи на поверхности. Наша республика обладает большим потенциалом, который может принести большие выгоды не только для нас, но и для всей страны. Хотелось бы приложить все усилия, чтобы этот потенциал раскрылся. Экономический рост должен быть форсажным, а для этого нужно заложить базовые основы. Это повышение транспортной доступности, обеспечение энергоресурсами, в конечном счете – все, чтобы капитал поверил в нашу территорию.

Но мы будем приветствовать только тот бизнес, который приходит с добрыми намерениями, а не тех, кто просто хочет выкопать из под земли все ресурсы. Промышленность и освоение полезных ископаемых – это тот компромисс, который должен принять каждый житель Тувы. Это возможность нормальной жизни, нормального финансирования социальной сферы. Сейчас в республиканском бюджете предусмотрено лишь около 2 миллиардов рублей инвестиций, из которых 600 миллионов - на капитальное строительство, 700 миллионов – на дороги. Остальное – на всю социальную сферу. Неправильно, когда под нашими ногами золото, а мы будем ходить в рваных штанах. Невозможно отгородиться от всего мира и жить в нетронутом уголке.

- У тех компаний, которые сегодня работают в Туве, хорошие намерения?

- Важно понимать, прежде всего, что у нас нет иной альтернативы, кроме промышленного развития. Многие уповают на то, что развитие республики будет на основе туризма и сельского хозяйства. Но о каком масштабном туризме можно говорить, когда у нас зимой 45 градусов мороза? Скорее всего, поэтому, здесь для нас возможна лишь узкая ниша: экологический туризм, организация охоты и рыбалки.

Мы, в свою очередь, готовы обслуживать бизнес, который хочет реально трудиться. Инвесторы должны брать на себя социальную ответственность. В конечном счете, это выгодно для них самих – вокруг их предприятий создается комфортная среда для развития.

Но промышленное развитие нашей республики, конечно, требует особой позиции власти. Нам важно, чтобы инвестор не был настроен на варварское распоряжение нашими ресурсами. В этом смысле, нам нет разницы – китайская это или российская фирма. Важно, чтобы они чувствовали социальную ответственность.

«У нас и юристов не хватает»

- Давайте поговорим на конкретных примерах. В Тоджинском районе китайская компания «Лунсин» строит ГОК на Кызыл-Таштыгском месторождении. У них получается быть социально ответственными?

- Я пока осторожен в оценках. Единственное, что могу сказать – мы заключили с ними соглашение, согласно которому они обязуются не менее 60 процентов работников брать из местного населения. Также они обязуются обучать наш инженерный персонал - в Китае или других странах. Они согласились на ряд ограничений по технологиям производства. На прошлой неделе я встречался с их руководителями в китайском посольстве – все это подтверждено. Мы намерены в Тодже открыть профтехучилище для удовлетворения потребностей этого предприятия. Предложили им: давайте пятьдесят на пятьдесят. Вы оплачиваете строительство учебных корпусов, а мы - содержание преподавателей и всего остального. Они на это тоже согласились. И это то, чего мы обязаны от них добиваться. Заметьте, что все это фактически требования, основанные на морали – по закону они ничего этого делать не обязаны.

- Тем не менее, говорят, что там чуть ли не десятки тысяч китайских рабочих, которые варварски эксплуатируют тувинские ресурсы.

- Это неправда. Российское государство не настолько слабое, как это было в 1990-е годы, оно может все это контролировать. Могу сказать, что китайцы выполняют требования и по рабочей силе, и по экспертизе работ на экологичность – это я сейчас лично вижу. Кроме того, мы установили механизмы дальнейшего контроля. Это и местные депутаты, и местные экологические организации, лидеры общественного мнения – все они составляют общественный совет. Их заключение для нас будет являться руководством к действию.

- Как тогда относится к заявлениям таких организаций как WWF или «Гринпис» о том, что экологические требования на строящемся ГОКе не соблюдаются?

- Необходимо реагировать на тревожные сигналы, но при этом заявления данных организаций должны подкрепляться конкретными фактами. Нельзя идти на поводу у эмоций.

- Вы говорите о гарантированных квотах для местных специалистов, но местные компании часто говорят, что в Туве невозможно найти даже обычных квалифицированных рабочих, не говоря уже о специалистах горного дела.

- Я вам скажу больше: все говорят, что в стране переизбыток юристов и экономистов, а в Туве и их мало. Действительно, везде не хватает профессионалов, людей, которые действительно понимают свою профессию. Вот мы в Кызыле восстановили птицефабрику, а с самыми элементарными рабочими профессиями – проблема. Люди после первой зарплаты исчезают. Медиков не хватает. Кажется, что врачей уже много, и работу им найти сложно, но это неправда. Недавно я был в Бай-тайге и с ужасом узнал, что кожуунная (районная – ред.) больница обеспечена кадрами всего на 37 процентов!

Но прогресс есть. Например, по медикам мы сейчас направили двести молодых специалистов в село – по программе «земский доктор» им выделяют один миллион рублей. Это серьезное подспорье.
В свою очередь, большие проекты требуют большого количества кадров. Поэтому на каждой встрече с нашими студентами, с землячествами я обещаю им, что их профессии будут востребованы в Туве, что они могут возвращаться в республику.

- Главный инвестиционный проект Тувы – строительство железной дороги Кызыл-Курагионо – пока пробуксовывает. Частный инвестор строительства - «Енисейская промышленная компания» была куплена структурами Руслана Байсарова. Недавно его же «Тувинская инвестиционная корпорация» стала обладателем временной лизенции на Элегестское месторождение – главный аргумент в пользу строительства дороги. Как вы думаете, у Руслана Байсарова получится найти средства на железную дорогу?

- Я верю в том, что президент России Владимир Путин, обозначив приоритетность этого проекта своим личным присутствием (Путин забил первый костыль в строительство дороги «Кызыл-Курагино» в конце 2011 года – ред.), выразил позицию государства – этой дороги быть. Со своей стороны я приложу все усилия, чтобы это претворить в жизнь - с Байсаровым и с другими инвесторами.

Вряд ли стоит повторять, как нам важна эта дорога. Это более 13 миллиардов налоговых поступлений в год вместе с работой Элегестского месторождения. Это от 13 до 20 тысяч рабочих мест при строительстве дороги. У нас в Туве по методике Международной организации труда 21 тысяча безработных, и вы понимаете, что строительство станет хорошим подспорьем в решении этой проблемы.

То, что сегодня в республике работают основные промышленные группы – «Евраз», «Северсталь», дочерние компании Олега Дерипаски, структуры Байсарова – подтверждает факт, что крупному бизнесу регион интересен. Есть желание осваивать здесь полезные ископаемые.

- Несколько лет назад вы высказали идею об объединении перечисленных компаний в консорциум, чтобы построить железную дорогу общими усилиями…

- Да, это наша инициатива. Сейчас у всех заинтересованных сторон есть четкое понимание, что строительство железнодорожной ветки «Кызыл-Курагино» - это выгодно для развития экономики страны. Мы готовы сотрудничать с инвесторами, которые заинтересованы финансировать проект. Сейчас появился бизнесмен Руслан Байсаров. Надеюсь, он твердо намерен в нем участвовать.

- Какие еще инфраструктурные проекты планируются к реализации в Туве?

- Вы, наверное, знаете, что недавно мы подписали соглашение с «Евраз Холдингом» о передаче в концессию дороги «Абаза-Ак-Довурак». Это дорога, которая также связывает Туву с «Большой землей», и она незаслуженно забыта. «Евраз» будет вкладывать туда деньги, только на эту дорогу- более двух миллиардов рублей. Это, как представляется, сыграет положительную роль в развитии инфраструктурной доступности региона.

Сейчас я лечу в Москву, чтобы отстаивать еще одну идею. У нас есть дорога, которая проходит через 9 кожуунов (районов – ред.) – это «Кызыл-Чадан-Хандагайты». Есть предложение сделать эту дорогу федеральной, чтобы получить дополнительное финансирование. Дело в том, что Хандагайты по соглашению России и Монголии приравнивается по статусу к таможенному посту, а значит по закону дорога, которая соединяет его с другими субъектами федерации, может быть признана федеральной.

Работаем над авиационным сообщением. Здание аэропорта, которое строили 13 лет, мы завершили в 2008 году. Несколько лет назад была попытка наладить прямую связь между Кызылом и Москвой. Я настоятельно потребовал, чтобы «Тувинская горнорудная компания», которая тогда приобрела Каа-Хемский угольный разрез, запустила этот рейс. Целый год он летал, но полупустой: при ста местах в Як-42 там летали 15-20 человек. В месяц его убытки составляли около 20 миллионов рублей.

Тогда мы купили швейцарские 8-местные самолеты «Пилатус», чтобы летать до Новосибирска и Красноярска. Но партнер оказался недобросовестным (речь идет о компании «АвиаМенеджментГруп» - ред.). Они не выполнили требования по обучению наших пилотов и открытию в Кызыле станции по обслуживанию самолетов. Сейчас я буду встречаться в Москве с руководством компании. Пока не достигнем соглашения, самолеты летать не будут.

«В Туве нет таких денег»

- Вот уже месяц фактически вся страна говорит об аварии на котельной в поселке Хову-Аксы, где месяц без тепла оставались три тысячи человек. Комиссия Минрегиона заключила, что старую ТЭЦ уже не восстановить, нужно строить новую. Есть идеи о том, где взять на это деньги?

- Не знаю, наговорю ли я лишнего, но я уверен, что это государственная задача, и такие населенные пункты, как наше Хову-Аксы нуждаются в государственной поддержке. Это иллюзия, что такую котельную можно построить на инвестиции, что найдется частная компания, которая заинтересуется котельной, построенной в 50-60-е годы прошлого века. На мой взгляд, это явно государственная задача. Ведь холода у нас не зависят от того, придет или нет инвестор – они будут в любом случае.

Я надеюсь, что правительство России меня поддержит. Ведь это свойственно не только Туве. Это обычная история. Есть котельная, которая построена в хорошие советские времена при промышленном предприятии. Потом это предприятие в «лихие 90-е» разваливается, а населенный пункт все равно нужно отапливать. Котельная становится убыточной, содержать ее сложно, потому что она рассчитана на иные объемы работы. Мне кажется, такие примеры есть в каждом регионе, поэтому тут нужна серьезная федеральная целевая программа, в Туве таких денег нет.

- Насколько я понимаю, и у самой большой ТЭЦ в республике, Кызыльской, подобные проблемы?

- Да, и это сдерживает развитие. Ведь чтобы развивался бизнес, нужна дешевая электроэнергия. Оборудование на Кызыльскую ТЭЦ было поставлено в 1954 году, и оно особенно не модернизировалось. Новая станция стоит 20 миллиардов рублей, и она действительно нужна.

Когда я начинал работать на посту главы республики, 160 мегаватт, которые поставлялись в Туву, потреблялись по полной программе. Значит, ни о каком развитии говорить нельзя. Хорошо, что в прошлом году Дмитрий Анатольевич отреагировал на нашу инициативу и нам помогли закольцевать линию между Чаданом и Кызылом – это дало дополнительно 50 мегаватт электричества. Это даст нам возможность стабильно существовать ближайшие 5-10 лет. Но возможности для серьезного развития ограничиваются.

Опять же, эта проблема свойственная всем регионам. Часто приходится слышать мнение, что Тува – это анклав запущенности и средневековья. Нет, у нас такие же проблемы, как и в других регионах.


Журнал Эксперт-Сибирь 4.02.13.
Интервью записывалось 25 января 2013 г.
Теги: 

При использовании и перепечатке материалов ссылка на gov.tuva.ru обязательна