Одобрена
постановлением Правительства
Республики Тыва
от 30 января 2012 г. № 28
СТРАТЕГИЯ
социально-экономического развития
Республики Тыва до 2020 года
(новая редакция)
2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
|
ПАСПОРТ
|
1
|
|
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ
|
3
|
|
|
|
Глава 1.
|
Социально-экономическое положение и оценка конкурентоспособности Республики Тыва
|
5
|
1.1.
|
Оценка потенциала социально-экономического развития Республики Тыва
|
6
|
1.1.1.
|
Динамика развития республики в 1990-2000 годах
|
6
|
1.1.2.
|
Современная социально-экономическая ситуация в Республике Тыва
|
11
|
1.2.
|
Основные проблемы социально-экономического развития Республики Тыва
|
47
|
1.3.
|
Состояние рынков товаров и услуг, труда и финансовых ресурсов
|
50
|
1.4.
|
Стратегический анализ развития Республики Тыва
|
55
|
1.5.
|
Сводные рейтинги ключевых проблемных направлений приложения усилий субъектов экономической деятельности республики
|
60
|
1.6.
|
Формирование центров роста на территории Республики Тыва
|
64
|
1.7.
|
Конкурентные преимущества региона
|
68
|
|
|
|
Глава 2.
|
Цель, приоритеты, задачи и сценарии развития Республики Тыва
|
71
|
|
|
|
Глава 3.
|
Формализация стратегии и определение состава ключевых проектов, нацеленных на реализацию стратегии
|
76
|
3.1.
|
Улучшение уровня и качества жизни населения республики
|
76
|
3.2.
|
Обеспечение свободного надежного доступа республики к внутрироссийской транспортной инфраструктуре и международным путям сообщения
|
93
|
3.3.
|
Обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста
|
96
|
3.3.1.
|
Увеление доли отраслей, производящихз товароы в валовом региональном продукте
|
96
|
3.3.2.
|
Развитие отраслей, производящих услуги
|
107
|
|
|
|
Глава 4.
|
Механизм реализации Стратегии
|
116
|
|
|
|
Глава 5.
|
Ресурсное обеспечение Стратегии
|
123
|
|
|
|
Глава 6.
|
Результаты реализации Стратегии
|
124
|
6.1.
|
Прогноз демографического развития Республики Тыва и ее трудовых ресурсов
|
124
|
6.2.
|
Результаты реализации Инерционного сценария
|
126
|
6.3.
|
Результаты реализации Интенсивного сценария
|
131
|
|
|
|
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
|
140
|
П А С П О Р Т
Стратегии социально-экономического развития
Республики Тыва до 2020 года
Наименование Стратегии
|
-
|
Стратегия социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года
|
Основание для разработки Стратегии
|
-
|
распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. № 1120-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года»
|
Государственный заказчик
|
-
|
Правительство Республики Тыва
|
Основной разработчик
|
-
|
Правительство Республики Тыва
|
Основная цель Стратегии
|
-
|
целью Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года (далее – Стратегия) является повышение качества жизни населения Республики Тыва до уровня лидеров Сибирского федерального округа через модернизацию экономики и социальной сферы и создание центров роста, развитие традиционной экономики в сельских районах республики.
Цели и задачи Стратегии увязаны с основными положениями Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года
|
Основные задачи Стратегии
|
-
|
Для достижения поставленной цели необходимо к 2020 году решить приоритетные задачи:
1. Обеспечение устойчивых темпов экономического роста:
- увеличение доли отраслей, производящих товары в валовом региональном продукте за счет интенсивного развития реального сектора экономики;
- формирование центров роста (зон опережающего развития) и подготовка инфраструктуры для реализации базовых инвестиционных проектов, в том числе в сфере туризма и санаторно-курортного обслуживания и предоставления платных услуг населению;
- развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса с выделением в качестве приоритета кластерного подхода.
2. Улучшение уровня и качества жизни населения:
- развитие систем образования, здравоохранения и социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры, искусства;
- развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры;
- содействие строительству социального и коммерческого жилья.
3. Обеспечение свободного и надежного доступа республики к внутрироссийской транспортной инфраструктуре и международным путям сообщения:
- строительство железной дороги, связывающей Республику Тыва с российской сетью железных дорог;
- сохранение и развитие автодорожной сети федерального и регионального значения;
- развитие международного воздушного сообщения через территорию республики
|
Сроки реализации
|
-
|
2007-2020 годы, в три этапа:
I этап – 2007-2010 годы:
обеспечение устойчивых темпов социально-экономического развития Республики Тыва;
улучшение инвестиционной привлекательности республики;
накопление инвестиционных ресурсов;
II этап – 2011-2015 годы:
модернизация экономики и социальной сферы Республики Тыва;
формирование межрегиональных кластеров и центров роста (зон опережающего развития) в приоритетных видах экономической деятельности;
III этап – 2016-2020 годы:
эффективная реализация накопленного экономического потенциала республики;
достижение передовых позиций среди регионов Сибири по улучшению уровня и качества жизни населения Республики Тыва
|
Перечень разделов Стратегии
|
-
|
соответствует содержанию Стратегии
|
Исполнители комплекса
мероприятий
|
-
|
учреждения непроизводственной сферы и производственные организации Республики Тыва. Исполнители мероприятий, поставщики оборудования будут определяться на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в действующей редакции) (в части бюджетных средств и госзаказчиков)
|
Объемы и источники
финансирования
|
-
|
федеральный бюджет;
бюджет Республики Тыва;
бюджеты муниципальных образований;
собственные средства хозяйствующих субъектов;
привлекаемые инвестиции
|
Ожидаемые конечные
результаты Стратегии
|
-
|
в 2020 году по сравнению с 2006 годом:
рост валового регионального продукта составит в 7,9 раза;
рост объема промышленного производства составит в 13,2 раза;
производство сельскохозяйственной продукции возрастет в 5,3 раза;
численность занятых в экономике вырастет в 1,6 раза;
численность безработных снизится на 12,4 тыс. человек;
Предусматривается снижение дотационности бюджета до 30%
|
ВВЕДЕНИЕ
В Республике Тыва в 2007 году была разработана Стратегия социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года, одобренная постановлением Правительства Республики Тыва от 4 апреля 2007 г. № 442, в 2008 году для презентации в Министерстве регионального развития Российской Федерации и на заседании Правительства Российской Федерации она была откорректирована и одобрена Постановлением Правительства Республики Тыва от 21 февраля 2008 г. № 91.
Стратегия является неотъемлемой частью сложившейся целостной системы управления социально-экономическими процессами в республике, основанной на взаимодополняющих методах долгосрочного, среднесрочного прогнозирования и программирования.
Стратегия социально-экономического развития Республики Тыва определяет цели, приоритеты социально-экономической политики и задачи социально-экономического развития республики в долгосрочной перспективе и служит основой для разработки:
- схем территориального планирования Республики Тыва;
- программ экономического и социального развития Республики Тыва на среднесрочный период;
- целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета Республики Тыва;
- основных направлений деятельности Правительства Республики Тыва.
Также определяет приоритетные направления деятельности не только органов государственной власти Республики Тыва, но и органов местного самоуправления, общественных и деловых кругов по обеспечению целенаправленного следования заданному долгосрочному вектору развития и достижения поставленных стратегических целей.
В настоящее время сложилась ситуация, когда из-за транспортной ограниченности Республики Тыва не в полной мере используются ее преимущества, в том числе как приграничный регион. Существующее положение дел ведет к невыгодному использованию экономического потенциала, не позволяет региону в полной мере задействовать в своем развитии геополитический, экономический и инфраструктурный потенциал. Эти процессы протекают на фоне возрастания нагрузки на федеральный бюджет, связанной с необходимостью поддержания и развития инфраструктуры, экономические и социальные выгоды от использования которой для Российской Федерации становятся все меньше.
В этой связи, главной целью государственной политики в сфере социально-экономического развития Республики Тыва должно стать создание такой структуры экономики, которая позволила бы не только снизить ее дотационность, но и создала условия для улучшения качества жизни населения на уровне регионов – лидеров Сибири.
В данных условиях крайне актуальным является выработка согласованной Стратегии на основе всестороннего исследования факторов, оказывающих ключевое влияние на происходящие в республике экономические и социальные (включая демографические) процессы.
В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации от 19 декабря 2007 г. органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено внести уточнения в принятые стратегии развития субъектов Российской Федерации в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.
На основании предложений министерств и ведомств республики разработана новая редакция Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года, в которой учтены основные параметры развития и приоритетные направления Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р и Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. № 1120-р.
Стратегия разработана в соответствии с основными положениями законодательства Российской Федерации и Республики Тыва, действующих концепций и программ Российской Федерации и Республики Тыва, требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, утвержденных Приказом Министра регионального развития Российской Федерации № 14 от 23 февраля 2007 г., а также с учетом направлений социально-экономического развития муниципальных образований, входящих в состав Республики Тыва.
В Стратегии учтен опыт и результаты реализации Программы экономического и социального развития Республики Тыва на период до 2010 года, утвержденной Законом Республики Тыва от 30 октября 2007 г. № 369 ВХ-II, комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований республики и крупных инвестиционных проектов. Мировой финансовый кризис 2008-2009 годов обострил социальный внутрирегиональные проблемы и потребовал акцентирования экономической политики на реструктуризации и модернизации региональной экономики и ускорения развития инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса с выделением формирование научно-инновационного кластера и повышения конкурентоспособности местной продукции, а также обеспечение свободного и надежного доступа республики к внутрироссийской транспортной инфраструктуре и международным путям сообщения.
Реализация планов по строительству железной дороги, связывающей Республику Тыва с российской сетью железных дорог и в перспективе с выходом в Монголию, окажет значительное влияние на дальнейшее развитие Республики Тыва.
В Стратегии рассмотрено два основных сценария развития республики:
первый – интенсивный, предусматривающий развитие экономики республики с опорой на рациональное и эффективное использование недр Тувы, введение в строй железной дороги «Кызыл – Курагино», формирование центров роста (зон опережающего развития) и повышение конкурентоспособности местной продукции.
второй – инерционный, опирающийся на имеющуюся транспортную инфраструктуру и в условиях существующего развития социальной сферы и экономики республики.
Строительство железной дороги – крупнейший инвестиционный проект за последние десятилетия на территории республики, имеет как сторонников, так и противников: к основным угрозам эксперты относят возможность резкого ухудшения экологической и социальной обстановки в регионе. С целью количественной оценки эффекта от возможного строительства железной дороги следует оценить как возможности, которые открываются перед экономикой Тувы, так и угрозы от введения в строй железной дороги.
Стратегия включает в себя необходимые сведения о развитии экономики республики, анализ современного состояния экономики республики и ее конкурентных преимуществ, определяет стратегические цели и задачи, содержит характеристику зон опережающего развития. Спроектированы основные направления экономического и социального развития территории, а также соответствующие управленческие решения, которые обеспечивают выбор наиболее эффективных путей достижения поставленных целей, преимущественную ориентацию планов на решение социальных задач, обеспечение сбалансированного роста экономики, повышение уровня и качества жизни населения.
Сопоставление двух сценариев показывает необходимость и важность обеспечения интенсивного развития экономики республики. Развитие республики по инерционному сценарию не позволит эффективно развивать существующую сеть социальных учреждений и оказывать поддержку перспективным инвестиционным проектам на территории республики.
Реализация Стратегии предусматривает целенаправленную и скоординированную деятельность органов государственной власти Республики Тыва, органов местного самоуправления, предприятий и организаций республики по выполнению ее основных положений и решению поставленных в ней задач.
оценка конкурентоспособности Республики Тыва
В центральной части Азиатского материка между Восточной Сибирью на севере, Монголией на юге и востоке, Иркутской областью на северо-востоке, Бурятией на востоке и Республикой Алтай на западе расположилась Республика Тыва. Она является самым молодым субъектом Российской Федерации – в августе 1944 Хурал обратился к СССР с просьбой о принятии республики в состав Союза ССР, которая была удовлетворена в октябре того же года. Однако взаимоотношения Тувы с Россией начались много раньше – еще с 1914 года Тува была принята под протекторат России. С 1921 по 1944 годы существовало самостоятельное государство – Тувинская Народная Республика.
Республика Тыва расположена на юге Восточной Сибири. На территории в 168,9 тыс.кв.км проживает 309,5 тыс. человек. Средняя плотность населения 1,8 человека на 1 кв.км. Административный центр республики – город Кызыл с населением 108,3 тыс. человек. Другие крупные города – Ак-Довурак, Чадан.
Климат республики резко континентальный. Зима морозная безветренная, лето умеренно теплое в горах и жаркое в котловинах. Экологическая ситуация контрастная, от удовлетворительной в горных районах до неблагополучной в котловинах.
За прошедшие после вхождения в состав России годы Республика Тыва разительно изменилась – к 1990 году численность населения выросла более чем в три раза, объем промышленного производства – почти в 80 раз, среднедушевые доходы населения отставали на 25 процентов от среднероссийского уровня, валовой региональный продукт в расчете на душу населения составил около 33 процентов от среднероссийского (в 1995 г.).
В период реформ 1990-2000 гг. развитие республики замедлилось, в ряде отраслей наблюдалась стагнация. Положительная динамика развития республики восстановилась в начале этого столетия – по ряду показателей развитие экономики даже опережало среднероссийский уровень. Рост промышленного производства за 2000-2005 гг. составил 135,6 процента, в то время как в среднем по России этот рост составил 128,4 процента. Резко снизилась доля населения с доходами ниже прожиточного минимума – за пять лет с 78 до 44 процентов, размер заработной платы вырос до 82,5 процента от среднероссийского значения.
Однако, несмотря на продемонстрированный интенсивный рост экономики республики не обеспечил достижения утерянного уровня развития – индекс промышленного производства к уровню 1990 г. в 2005 г. составил 54 процента, среднедушевые доходы составляют 52 процента от среднероссийского уровня. Основным сдерживающим фактором развития отраслей, производящих товары, стали не только отсутствие инвестиций и рынков сбыта продукции, но также ограниченная транспортная инфраструктура: отсутствие железной дороги, вследствие чего до настоящего времени сохраняется низкий уровень освоения богатых природных ресурсов и развития промышленного производства.
Период 2005-2010 гг. характерен тенденцией улучшения экономического и социального положения республики, при этом мировой финансовой кризис 2008 года замедлил процесс активного вливания инвестиций в экономику республики крупных инвесторов. Общий объем инвестиций в 2010 году составил 6,4 млрд. рублей.
С соседними регионами республику связывают шоссейная магистраль М-54 «Енисей», проходящая в восточной части республики с юга на север: от государственной границы Российской Федерации с Республикой Монголия (с. Цаган-Толгой) и дорога А-161, проходящая в западной части республики с юга на север от г. Ак-Довурака до г. Абаза (Республика Хакасия). На территории республики отсутствует железнодорожное сообщение, слабо развито авиационное сообщение. Республика Тыва имеет мощную водную систему протяженностью свыше 7 тыс.км. Для судоходства используются только реки Большой Енисей, Малый Енисей и Верхний Енисей.
1.1. Оценка потенциала социально-экономического развития Республики
Тыва
1.1.1. Динамика развития республики в 1990-2000 годах
Республика Тыва является самым молодым субъектов Российской Федерации. Из аграрного региона за менее чем полувековой период она к началу 90-х годов прошлого века стала агропромышленным регионом. Производство сельскохозяйственной продукции вышло на уровень 75 процентов от среднероссийского. Среднедушевые доходы населения уверенно росли и в 1990 году составляли 75 процентов от среднероссийского уровня.
Начиная с 1990 года с началом периода реформ в России социально-экономическое положение республики стало ухудшаться: объем производимой промышленной продукции ежегодно падал на 10-20 процентов в год, сельскохозяйственной – на 5-10 процентов, ввод в действие основных фондов в ряде отраслей практически приостановился, в других сильно замедлился; численность занятых в экономике ежегодно снижалась. Падали доходы населения, в 1995 году только 60 процентов от среднероссийского уровня, а к 1998 году снизились до 54 процентов от среднероссийских.
Значительную часть своих потребностей Республика Тыва удовлетворяла за счет ввоза из других регионов страны и из-за границы. Так, около 80 процентов розничного товарооборота республики обеспечивалось ввозимой продукцией, почти 85 процентов электроэнергии Тыва получала из объединенной энергосистемы Сибири. Республика имела пассивный экономический баланс ввоза и вывоза товаров народного потребления, вывозила продуктов и товаров по стоимости в несколько раз меньше, чем ввозила, что предопределяло ее высокую зависимость от других регионов. В то время бюджет республики лишь на 25 процентов состоял из собственных доходов и на 75 процентов зависел от поступлений из федерального бюджета.
Кризисное положение в республике обусловливалось узкоспециализированным характером производства, преобладанием сельскохозяйственных, добывающих производств и предприятий по первичной переработке сырья. Начала сказываться неподготовленность региональной экономики к вступлению в рыночную экономику, складывающиеся из года в год экономические связи рушились, новые, в силу специфики республиканской экономики, не удавалось наладить.
Вплоть до 1995 года темпы падения промышленного производства были близки к среднероссийским – в 1995 году падение промышленного производства было даже меньшим, чем в среднем по России: индекс промышленного производства к уровню 1990 г. в республике составил 50,8 процента, а в Российской Федерации – 49,7 процента. Однако, если в последующие годы падение промышленного производства в России замедлилось, то в республике не удалось предотвратить дальнейшего спада и к 1998 г. индекс физического объема промышленного производства к уровню 1990 г. составил 32,6 процента (Россия – 45,9%). Одним из факторов, усугубивших такое положение, стали высокие транспортные тарифы - практически отрезавшие экономику и население республики от других регионов страны.
Динамика основных показателей республики за период 1990-1999 гг. приведена в табл. 1.1.
Таблица 1.1
ДИНАМИКА
основных показателей Республики Тыва (в % к 1990 г.)
|
1990
|
1991
|
1992
|
1993
|
1994
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
Продукция промышленности
|
100
|
88,0
|
71,3
|
69,1
|
56,0
|
50,7
|
39,1
|
33,8
|
32,5
|
36,0
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
электроэнергетика
|
100
|
128,2
|
143,8
|
175,1
|
154,3
|
141,3
|
108,7
|
132,2
|
113,7
|
111,4
|
цветная металлургия
|
100
|
95,4
|
230
|
360
|
350
|
400
|
450
|
370
|
350
|
370
|
топливная
|
100
|
87,2
|
80,7
|
64,6
|
60,4
|
55,0
|
42,5
|
43,5
|
38,3
|
43
|
машиностроение и металлообработка
|
100
|
80,7
|
74,2
|
72,6
|
52,1
|
32,0
|
22,3
|
15,6
|
12,4
|
9,5
|
лесная и деревообрабатывающая
|
100
|
92,0
|
72,8
|
41,6
|
27,9
|
20,9
|
15,8
|
9,5
|
7,6
|
5,9
|
строительные материалы
|
100
|
91,4
|
58,6
|
33,8
|
15,6
|
12,1
|
7,7
|
7,1
|
6,1
|
5,4
|
легкая
|
100
|
91,0
|
64,9
|
61,6
|
45,6
|
23,5
|
12,6
|
12,3
|
9,3
|
8,6
|
пищевая
|
100
|
81,4
|
51,8
|
44,5
|
34,8
|
30,7
|
20,7
|
13,3
|
14,3
|
15,2
|
мукомольно-крупяная и комбикормовая
|
100
|
96,8
|
83,4
|
71,2
|
68,1
|
76,6
|
52,7
|
20,6
|
|